Неизвестную оперу Антона Рубинштейна нашёл и представил его правнук
За короткое время – три премьеры: в Перми, Тюмени, а теперь и в культурной столице. Событие тем более примечательное, что речь идёт о ещё недавно неизвестной нам духовной опере «Христос» выдающегося композитора, пианиста и дирижёра, создателя Русского музыкального общества и первой в России консерватории Антона Рубинштейна.
В городе, которому Рубинштейн подарил консерваторию, в прославленном зале Академической капеллы им. М.И. Глинки оперу исполнили оркестр «Камерата Сибири» и капелла Тюменской филармонии. За пультом стоял главный дирижёр и художественный руководитель сибирской «Камераты» Антон ШАРОЕВ – правнук великого музыканта.
Королевство Вюртемберг издревле славилось живописными ландшафтами. Красоты Боденского озера, долин Рейна, Дуная и Неккара, старинные замки, готика соборов приводили в восторг не только немецких бюргеров, но и многочисленных зарубежных гостей, вдохновляли многих поэтов и художников. Именно здесь, в столице королевства – древнем Штутгарте, на исходе мая 1894 года тогдашние меломаны познакомились с новой оперой Антона Рубинштейна «Христос». Русский композитор, проживающий в Германии, выступил в местной консерватории с концертным исполнением своего произведения, либретто для которого написал немецкий драматург Генрих Бультгаупт.
Перед слушателями предстала гигантская фреска, вобравшая в себя сюжеты Евангелия от Рождества Христова до Вознесения, – с громадными хорами, десятками солистов. Через год, когда композитора уже не стало, в Германии состоялось и сценическое представление оперы.
Рубинштейн очень надеялся, что его оперу о Спасителе услышат соотечественники, никак не предполагая, что её ожидает более чем вековое забвение. Которое удалось нарушить лишь правнуку композитора – Антону Шароеву после многолетних настойчивых поисков, казалось бы, навсегда исчезнувшей партитуры.
…Я поздравляю моего собеседника: Указом президента России он награждён орденом Дружбы. Озорной, лукавый взгляд. Только что вернулся из Парижа, а в кармане уже авиабилет в Берлин. Не верится, что разменял восьмой десяток.
– Господь меня милует, – отмечает Антон Георгиевич, говоря о семейном генеалогическом древе. – Я появился на свет в день рождения Чайковского – 7 мая 1929 года. Дед Иоаким Тартаков, внебрачный сын Рубинштейна, был известен как лирический баритон и отчаянный сердцеед. Из Киева, где солировал, его выслали в 24 часа: дочь губернатора из-за несчастной любви к певцу выбросилась из окна… Тартаков уехал в Петербург, где выступал на сцене, а затем на 20 лет стал главным режиссёром и директором Мариинского театра. Здесь его заприметила юная княжна, армянка по происхождению, Дарья Шароева, моя бабушка.
Выпускница питерской консерватории, она обладала удивительным сопрано. Любовь, однако, обернулась драмой. Князь Григорий Шароев, узнав, что его дочь сошлась «с каким-то певцом», в ярости лишил её всех средств. Несчастья на этом не кончились. При родах сына женщина сорвала певческий голос. К тому же вскоре Тартаков оставил её и ушёл к княжне Шаховской…
– Отца в метриках, – продолжает рассказ собеседник, – записали как Егора Егорова. Позднее, простив свою непутёвую дочь, дед усыновил внука, дав ему имя – Георгий Шароев. Родитель стал музыкантом. Диплом об окончании Петербургской консерватории ему подписал сам Александр Константинович Глазунов. Профессор, пианист, отец вместе с отцом Мстислава Ростроповича создавал Бакинскую консерваторию. Мама – его ученица – была музыкальным теоретиком.
Что и говорить, такое родство ко многому обязывает.
Антона рано зачислили в вундеркинды. В 13 лет он сыграл на сцене Бакинской филармонии с Государственным симфоническим оркестром Азербайджана скрипичный Концерт Мендельсона. Студентом Московской консерватори стал лауреатом Международного конкурса скрипачей в Праге. Но уже в 17 лет впервые взял в руки дирижёрскую палочку, выступив с детским оркестром в Большом зале Консерватории.
Позднее, побывав на уроках выдающегося дирижёра Игоря Маркевича, твёрдо решил последовать его примеру. Дирижировал симфоническими оркестрами Новосибирска, Барнаула, Азербайджана. Стал организатором камерного оркестра в Киеве, ныне – визитной карточки Украины. В его богатом послужном списке – работа с Московским камерным оркестром, создание оркестра «Юные виртуозы России». Им аплодировали в Швейцарии, Германии, США, на Кубе. Но подступили пасмурные 90-е. Спонсор разорился, и пришлось искать новую «пристань». Так второй родиной для москвича стала Сибирь.
Более десяти лет он возглавляет камерный оркестр «Камерата Сибири» Тюменской филармонии. Здесь же ведёт камерный оперный театр Piccolo. А ещё Антона Шароева называют изыскателем музыкальных шедевров. И неслучайно.
Только он исполняет последнюю, неоконченную, фугу И.С. Баха. Записал её на компакт-диске вместе с молитвой «Богородице, Дево, радуйся» Яна Бураковского – мальчика, который ушёл из жизни в 17 лет. Во Львове в закрытых фондах он откопал славянскую духовную музыку ХVI столетия, записанную ещё старинными значками – табулатурой. Шароев по праву гордится причастностью к возвращению из небытия оперы «русского Баха» – Дмитрия Бортнянского – «Алкид», которую два века считали утерянной. Но последняя находка явилась подлинно уникальной.
До недавнего времени публике были известны четыре духовные оперы Рубинштейна: «Потерянный рай», «Вавилонское столпотворение», «Суламифь» и «Моисей». О том, что есть ещё и пятая, Шароев узнал случайно, изучая переписку прадеда: о ней не рассказывал даже отец.
…Последние годы композитора прошли за границей. Закат его жизни был омрачён многими потерями. Умерли младший брат, мать, которую он обожал, от чахотки скончался юный сын. Горьким известием стала смерть Чайковского – его любимого ученика. Антон Рубинштейн тяжело переживал разлад с коллегами из Российского музыкального общества, ссору из-за придворных интриг со «спонсором» – великой княгиней Еленой Павловной. Донимали издёвки черносотенной прессы. Как-то музыкант горько бросил: «Для евреев я – христианин, для христиан я – еврей, для русских я – немец, для немцев я – русский…»
Многие современники Рубинштейна считали, что духовные оперы – лучшее из всего, что им создано. Автор не раз подчёркивал, что им руководили не честолюбие и уж совсем не конфессиональные мотивы, а иное: с помощью библейских сюжетов он мечтал создать музыку, прославляющую нравственную высоту, которая «сблизила бы людей», вызвав общие душевные переживания. В 1892 году в письме в Одессу к младшей сестре он сообщает, что не даёт застыть пальцам и славит Христа в нотах. Опера «Христос», отмеченная гениальной озарённостью, вобрала в себя семь картин с Прологом и Эпилогом. Перед её слушателями проходила жизнь Христа: Рождение, Искушение сатаной, Нагорная проповедь, Въезд в Иерусалим, Тайная вечеря, Суд, Путь на Голгофу, Распятие, Вознесение Христа…
Многие российские музыканты даже не догадывались о существовании произведения. Дело в том, что в царской России духовные оперы (и «Христос» не стал исключением) не допускались к исполнению. В советские же времена вся русская духовная музыка, мягко говоря, не особо приветствовалась. Такое вот неожиданное «смыкание» двух различных культурных политик.
Небольшие фрагменты и клавир оперы Шароеву удалось обнаружить в библиотеке Санкт-Петербургской консерватории ещё в конце 90-х. С тех пор его не покидала мечта – найти партитуру. Коллеги пожимали плечами: две мировые войны прокатились по Европе, вряд ли что-либо уцелело. Но он не терял надежды, снова и снова вспоминая слова великого прадеда: «…когда-нибудь, возможно, в музыкальной области на очередь дня станут раскопки».
История многолетнего поиска оперы могла бы лечь в основу занимательного детектива… В декабре 2007 года дирижёр решил посетить Лейпциг, надеясь отыскать следы партитуры в консерватории имени Мендельсона. Немецкий композитор, автор оратории «Христос», давал когда-то уроки маленьким братьям Антону и Николаю Рубинштейнам. В местной типографии печатали произведения русского композитора. Встречавшие его в Берлине супруги Ингенлат предложили гостю из России хотя бы сутки погостить у них. А накануне специалист Немецкого культурного центра имени Гёте в Москве Василий Кузнецов дал ему координаты двух сотрудниц Берлинской городской библиотеки Тамары Вильке и Ольги Мулгановой. Антон позвонил им и… услышал, что обнаружена микроплёнка с каким-то произведением Рубинштейна. Рано утром, забыв про авиабилет, Антон Георгиевич был на улице Унтер-ден-Линден, у подъезда библиотеки. Он почувствовал, как резко скакануло давление, когда понял, что у него в руках кадры долгожданной партитуры.
Впрочем, на этом испытания не кончились. Оказалось, что старую микроплёнку некому скопировать. На возглас Шароева, что он готов заплатить любые деньги, последовал ответ: «Здесь не Россия…» Выручили доктор Маркус Ингенлат и другие друзья из команды канцлера Германии Ангелы Меркель: домой в Россию он вернулся с копией бесценной партитуры.
Более века масштабное произведение Рубинштейна ждало своего часа. Оказалось, что великие партитуры, как и рукописи, не горят. С воссозданной оперой первыми смогли познакомиться сибиряки. Сценическая премьера «Христа», состоявшаяся в конце 2008 года в Пермском театре оперы и балета им. П.И. Чайковского, стала сенсацией. Через год последовала премьера оперы в Тюмени. Минувшей весной она прозвучала и в городе на Неве. В воссоздании исторической постановки в концертно-ораториальном изложении вместе с Антоном Шароевым приняли участие его оркестр «Камерата Сибири» и хоровая капелла Тюменской филармонии (художественный руководитель и дирижёр Анжелика Таланцева). Как тут не вспомнить ещё одну хрестоматийную цитату – пророчество Михаила Ломоносова о том, что могущество России будет «прирастать Сибирью».
– Мне удалось выполнить завет прадеда – признаётся Шароев. – Это событие я оцениваю как главное дело своей жизни.
Но он при этом отнюдь не собирается почивать на лаврах – маэстро полон оригинальных творческих планов. Сейчас в Киеве готовится премьера камерной «Сельской оперы» композитора Евгения Станковича на стихи Бориса Олейника. Она написана по заказу украинской диаспоры Сибири. Антона Шароева пригласили быть дирижёром. А впереди, конечно же, её тюменская премьера.