Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 августа 2022 г.
  4. № 33 (6847) (17.08.2022)
Искусство Культура

«Партлото» Шаферана

17 августа 2022
И.Г. Шаферан (1932–1994)



После плаванья

В тихой гавани

Вспомнить будет о чём…

                           И. Шаферан


В этом году – 90 лет со дня рождения замечательного поэта-песенника Игоря Шаферана. Композитору и журналисту Сергею Колмановскому когда-то посчастливилось сотрудничать с Игорем Давидовичем. О чём он написал в своей книге «Пока я помню...».

 

Игорь Шаферан много флет проплавал механиком на китобойной флотилии «Слава» и пришёл в песню со стихами о море. Мне и вправду казалось, что он чувствует себя наконец в тихой гавани, где ему едва хватало времени и сил на художественное осмысление своего богатого жизненного опыта, своих впечатлений. Власть он недолюбливал, ведь она тогда требовала от поэтов общественной активности, то есть творческих отчётов перед трудящимися Тюменской области, поездок на Братскую ГЭС в поисках темы для стихов и т.д. А он этого не переносил – наездился.

Игорь Давидович был домоседом до мозга костей, до обломовщины. И хобби у него было неброское – коллекционировал авторучки. От выступлений отнекивался до последнего («Поймите: это не наше дело, я не артист»).

На его стихи я написал одну из своих известных песен – «Молодо-зелено» для ВИА «Самоцветы», я тогда ещё работал под псевдонимом Томин. Но особенно дорога мне память об этом поэте из-за отцовской песни «Журавлёнок» на стихи Игоря Давидовича. Песни в какой-то момент начинают жить собственной жизнью и, как дети от родителей, уходят от создателей, а то и вступают с ними в спор. Я уехал в Германию, и отец отнёсся к этому решению одобрительно, а их с Шафераном «Журавлёнок» продолжает меня осуждать («хоть та земля теплей, а Родина – милей»).

На своих концертах-лекциях, посвящённых отцу, композитору Эдуарду Колмановскому, я не могу обойтись без этой песни, но ком в горле каждый раз мешает мне пропеть её до конца – слава богу, зал подхватывает, но и у некоторых слушателей блестят слёзы на глазах… Игорь Шаферан никогда себя не пиарил. Даже по телевидению он выступил на моей памяти всего один раз. Вот почему о нём, авторе огромного количества популярнейших песен, широкому читателю практически ничего не известно. Вот почему не было у него ни званий, ни наград, ни концертов из его песен в Колонном зале.

Зато Игорь Давидович являлся непререкаемым авторитетом среди коллег. Он, один из очень немногих песенников, окончил Литературный институт (семинар М.А. Светлова), был знаком с теорией литературы, его стихи отличались особой интеллигентностью и отточенностью. К нему тянулись и даже обращались за соавторством (редчайший случай!) такие корифеи жанра, как М. Танич, Л. Дербенёв, М. Пляцковский.

Понимаю, что в коротких заметках мне не устранить историческую несправедливость, не проанализировать, не сделать достоянием общественности творческую и человеческую судьбу поэта. Попробую коротко остановиться только на одном его качестве: У Шаферана был необычайно изысканный юмор, недаром он родился и вырос в Одессе.

На телевидении шло очередное совещание по проблемам советской песни. Партийное руководство музыкальной редакции никак не могло уразуметь противоречия между основной идеологической задачей телевидения как ведущего советского органа пропаганды и потребностями слушателей. В частности, критиковались наиболее популярные тогда телепередачи «Голубой огонёк» и «Артлото» за отсутствие в них песен о партии и комсомоле. Игорь Шаферан не выдерживает этого и берёт слово для предложения: «Давайте создадим новую передачу – «ПАРТЛОТО»!»

Он вообще очень любил каламбур, игру со словом, эпиграмму, часто шаржировал не только коллег, но и какую-нибудь полюбившуюся ему песню. Например:

 

Он был по ошибке посажен в тюрьму.

Он золото рыл в Магадане далёком.

И Родина щедро платила ему

Берёзовым соком, берёзовым соком.

 

Я не по ошибке употребил слово «полюбившуюся». Эпиграмма была для И. Шаферана прежде всего игрой слов, поэтому её жертвами очень часто становились поэты, которых он на самом деле очень ценил и любил. Нельзя путать желание И. Шаферана похулиганить со словом с его подлинным отношением к объекту эпиграммы. Поэт с любовью и уважением относился к Евгению Евтушенко. Но не отказал себе в удовольствии покаламбурить, когда на веранде ресторана Дома литераторов Евгений Александрович, недавно выпустивший свой фильм «Детский сад», справлял свадьбу с женщиной намного младше его. Шаферан написал по этому поводу:

 

А на веранде там за стенкой,

Собрав гостей, как на парад,

Под крики «Горько!» Евтушенко

Законно входит в детский сад…

 

Подметив склонность одного известного поэта к идеологизированию любой темы, Шаферан как бы представляет себе, что написал бы этот литератор, если бы ему поручили развить известную всем лермонтовскую строчку:

 

Выхожу один я на дорогу.

Спит земля, покоем дышит мгла.

Ночь тиха, пустыня внемлет Богу.

Всё это нам партия дала!

 

В заключение, чтобы лишний раз подчеркнуть доброту шаферановского юмора, привожу его самоэпиграмму:

 

Спрашивает шах Ирана:

– Не читал ты Шаферана?

Отвечает Хомейни:

– Не читал такой фигни!

Сергей Колмановский

 



Наиболее популярные песни И. Шаферана: «Ромашки спрятались», «Листья жёлтые над городом кружатся», «Гляжу в озёра синие», «Журавлёнок», «То ли ещё будет», «У меня братишки нет», «Мы желаем счастья вам», «Мальчишки», «Возможно», «Если б не было войны», «Белый танец», «На тебе сошёлся клином белый свет», «Одна снежинка ещё не снег», «Перед зеркалом девчушка лет пяти», «Дрессировщик» («Ап! – и тигры…»).

Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Русские держат двери открытыми»

    01.06.2025
  • Нам еще не дано оценить масштаб личности Юрия Григоровича

    30.05.2025
  • Здесь каждый становится гением

    30.05.2025
  • Дышать танцем

    29.05.2025
  • «Жена Марадоны»: история на двоих

    23.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS