После плаванья
В тихой гавани
Вспомнить будет о чём…
И. Шаферан
В этом году – 90 лет со дня рождения замечательного поэта-песенника Игоря Шаферана. Композитору и журналисту Сергею Колмановскому когда-то посчастливилось сотрудничать с Игорем Давидовичем. О чём он написал в своей книге «Пока я помню...».
Игорь Шаферан много флет проплавал механиком на китобойной флотилии «Слава» и пришёл в песню со стихами о море. Мне и вправду казалось, что он чувствует себя наконец в тихой гавани, где ему едва хватало времени и сил на художественное осмысление своего богатого жизненного опыта, своих впечатлений. Власть он недолюбливал, ведь она тогда требовала от поэтов общественной активности, то есть творческих отчётов перед трудящимися Тюменской области, поездок на Братскую ГЭС в поисках темы для стихов и т.д. А он этого не переносил – наездился.
Игорь Давидович был домоседом до мозга костей, до обломовщины. И хобби у него было неброское – коллекционировал авторучки. От выступлений отнекивался до последнего («Поймите: это не наше дело, я не артист»).
На его стихи я написал одну из своих известных песен – «Молодо-зелено» для ВИА «Самоцветы», я тогда ещё работал под псевдонимом Томин. Но особенно дорога мне память об этом поэте из-за отцовской песни «Журавлёнок» на стихи Игоря Давидовича. Песни в какой-то момент начинают жить собственной жизнью и, как дети от родителей, уходят от создателей, а то и вступают с ними в спор. Я уехал в Германию, и отец отнёсся к этому решению одобрительно, а их с Шафераном «Журавлёнок» продолжает меня осуждать («хоть та земля теплей, а Родина – милей»).
На своих концертах-лекциях, посвящённых отцу, композитору Эдуарду Колмановскому, я не могу обойтись без этой песни, но ком в горле каждый раз мешает мне пропеть её до конца – слава богу, зал подхватывает, но и у некоторых слушателей блестят слёзы на глазах… Игорь Шаферан никогда себя не пиарил. Даже по телевидению он выступил на моей памяти всего один раз. Вот почему о нём, авторе огромного количества популярнейших песен, широкому читателю практически ничего не известно. Вот почему не было у него ни званий, ни наград, ни концертов из его песен в Колонном зале.
Зато Игорь Давидович являлся непререкаемым авторитетом среди коллег. Он, один из очень немногих песенников, окончил Литературный институт (семинар М.А. Светлова), был знаком с теорией литературы, его стихи отличались особой интеллигентностью и отточенностью. К нему тянулись и даже обращались за соавторством (редчайший случай!) такие корифеи жанра, как М. Танич, Л. Дербенёв, М. Пляцковский.
Понимаю, что в коротких заметках мне не устранить историческую несправедливость, не проанализировать, не сделать достоянием общественности творческую и человеческую судьбу поэта. Попробую коротко остановиться только на одном его качестве: У Шаферана был необычайно изысканный юмор, недаром он родился и вырос в Одессе.
На телевидении шло очередное совещание по проблемам советской песни. Партийное руководство музыкальной редакции никак не могло уразуметь противоречия между основной идеологической задачей телевидения как ведущего советского органа пропаганды и потребностями слушателей. В частности, критиковались наиболее популярные тогда телепередачи «Голубой огонёк» и «Артлото» за отсутствие в них песен о партии и комсомоле. Игорь Шаферан не выдерживает этого и берёт слово для предложения: «Давайте создадим новую передачу – «ПАРТЛОТО»!»
Он вообще очень любил каламбур, игру со словом, эпиграмму, часто шаржировал не только коллег, но и какую-нибудь полюбившуюся ему песню. Например:
Он был по ошибке посажен в тюрьму.
Он золото рыл в Магадане далёком.
И Родина щедро платила ему
Берёзовым соком, берёзовым соком.
Я не по ошибке употребил слово «полюбившуюся». Эпиграмма была для И. Шаферана прежде всего игрой слов, поэтому её жертвами очень часто становились поэты, которых он на самом деле очень ценил и любил. Нельзя путать желание И. Шаферана похулиганить со словом с его подлинным отношением к объекту эпиграммы. Поэт с любовью и уважением относился к Евгению Евтушенко. Но не отказал себе в удовольствии покаламбурить, когда на веранде ресторана Дома литераторов Евгений Александрович, недавно выпустивший свой фильм «Детский сад», справлял свадьбу с женщиной намного младше его. Шаферан написал по этому поводу:
А на веранде там за стенкой,
Собрав гостей, как на парад,
Под крики «Горько!» Евтушенко
Законно входит в детский сад…
Подметив склонность одного известного поэта к идеологизированию любой темы, Шаферан как бы представляет себе, что написал бы этот литератор, если бы ему поручили развить известную всем лермонтовскую строчку:
Выхожу один я на дорогу.
Спит земля, покоем дышит мгла.
Ночь тиха, пустыня внемлет Богу.
Всё это нам партия дала!
В заключение, чтобы лишний раз подчеркнуть доброту шаферановского юмора, привожу его самоэпиграмму:
Спрашивает шах Ирана:
– Не читал ты Шаферана?
Отвечает Хомейни:
– Не читал такой фигни!
Сергей Колмановский
Наиболее популярные песни И. Шаферана: «Ромашки спрятались», «Листья жёлтые над городом кружатся», «Гляжу в озёра синие», «Журавлёнок», «То ли ещё будет», «У меня братишки нет», «Мы желаем счастья вам», «Мальчишки», «Возможно», «Если б не было войны», «Белый танец», «На тебе сошёлся клином белый свет», «Одна снежинка ещё не снег», «Перед зеркалом девчушка лет пяти», «Дрессировщик» («Ап! – и тигры…»).