Давно пора стряхнуть с себя гипноз политических формул и лозунгов
Известный правовед М.Я Острогорский в работе «Демократия и политические партии» писал: «Логика партийной борьбы ведёт к упрощению, схематизации общественного мнения, поглощая или маскируя разнообразие, нивелируя различные мнения в рамках общей партийной идеологии… Партия группирует вокруг себя всех передовых и горячих членов, но вскоре становится фракционной крепостью для группы, полной сектантского духа… Система партий с момента появления демократии не имела уже рационального оправдания в фактах».
Философ Иван Ильин в работе «Партийное строительство государства» утверждал: «История последних десятилетий показала, что демократия разваливается именно вследствие её партийного строения… Партии являются в высшей степени опасной формой организации народно-политического мнения. Они изо всех сил работают над разъединениями в народе. Не в самой ли партийной демократии заложены те начала, которые губят её, открывая двери то правому, то левому тоталитаризму?!»
Первый президент США Джордж Вашингтон в прощальном послании к американскому народу (1796) в политических партиях усмотрел угрозу для подрыва власти народа и узурпации правительственной власти. «Любые союзы и ассоциации, созданные под любым уважительным предлогом с действительным намерением осуществлять руководство или контроль над конституционными властями, препятствовать им или запугивать их в ходе принятий ими решений и осуществления действий наносят ущерб государственной власти и носят пагубный характер… Чередующееся доминирование одной фракции над другой, обострённое естественным для партийных расколов чувством возмездия, которое в различные времена и в различных странах влекло за собой чудовищные преступления, само является ужасным деспотизмом…»
Напомним, что в Конституции США отсутствует само слово «партия». В США и многих странах под именем «партии» существуют союзы, клубы, штабы, которые организационно и функционально отличаются от политических партий России и ряда других стран.
В годы перестройки Александр Солженицын в статье «Как нам обустроить Россию» (1990) напомнил обобщение древнего римского историка Тита Ливия: «Борьба между партиями есть и всегда будет гораздо худшая беда для народа, чем война, голод, мор или любой другой гнев Бога».
Прозорливые предостережения западных и отечественных мыслителей сполна подтвердились новейшей историей многих стран. Апофеозом реакционной деятельности политических партий XX века явились развёртывание подвластными им государствами двух мировых войн, принёсших многомиллионные жертвы, геноцид народов, разрушение многочисленных материальных и культурных ценностей.
Однако неопровержимые факты результатов пагубной деятельности политических партий не воспринимаются их наследниками. Более того, позитивные достижения они приписывают своим партиям и их вождям. Сегодня лидеры КПРФ постоянно твердят, будто установленная вождями большевиков партийная власть подняла Россию от сохи до космоса. Однако теперь мало сомневающихся, что всемирные исторические достижения нашей страны явились результатом самоотверженных усилий творца истории – народа. В условиях репрессивного режима большевизма русский и другие народы СССР сохранили преданность своей Родине. Мудрость народов выразилась в понимании разницы между временным партийно-тоталитарным режимом и извечной Родиной.
В конце ХХ века катастрофический развал страны усугубили партии радикальных реформаторов («либеральных демократов»). Однако возрождение России они также считают своей заслугой.
Реальная действительность свидетельствует, что для российских партий стратегической основой правового развития страны вновь становятся не всенародно принятая Конституция, а партийные интересы и цели. Доказательство тому – принятые парламентскими партиями вопреки установлениям Конституции страны законы о переходе к выборам по партийным спискам, отмене порога явки избирателей, избрании губернаторов по рекомендации победившей партии. Всё это направлено на всеобъемлющую партизацию власти. Кстати, из стран «Большой восьмёрки» выборы по партийным спискам существуют лишь в Германии и России.
Но реанимация современной партийной власти, как и в годы создания политических партий в России, происходит со ссылкой на опыт западных стран. Как отмечал Николай Бердяев, «наши западники на самом деле самые настоящие славянофилы, потому что только славянофильство смотрит куда-то на запад, это в славянской натуре – всё время искать примеры для подражания, а, допустим, немец исходит из своих национальных интересов и национальных особенностей».
Наши славянофилы и западники были едины главным образом в том, что направляли деятельность создаваемых политических партий на раскачивание лодки государственности, на его развал.
История повторяется: нынешнее укрепление партийно-политической системы и партизация власти подрывают устои государства, создают опасность его очередного развала и грозят новыми катастрофическими последствиями. Совершенно очевидно, что при существующей тенденции укрепления партийно-политической системы невозможно решить задачу создания демократического, правового и социального государства. Ибо ограничиваются права и деятельность большинства объединений многонационального народа Российской Федерации – носителя суверенитета и единственного источника власти.
Что делать?
История человечества постоянно подтверждала и подтверждает: социальный прогресс предопределяется прежде всего организацией разумной власти, основанной на принципах народовластия, востребованных обществом законах и независимости судебной системы.
В исследованиях отечественных мыслителей прошлого столетия и современных учёных существует преемственное единомыслие относительно особенностей традиционной российской государственной власти. Известный философ Александр Изгоев писал о необходимости формирования национально-государственной интеллигенции. «Если не удастся создать в России государственную интеллигенцию сознательными усилиями, – отмечал он, – она в ней народится как результат целого ряда катастроф, если только за это время не погибнет и не расчленится само государство».
Иван Ильин утверждал: «Первое, что мы должны сделать при обсуждении устройства русского государства, – это стряхнуть с себя гипноз политических формул и лозунгов. Когда мы думаем о грядущей России, то мы должны быть свободны, совершенно свободны от боязни кому-то не угодить и от кого-то получить «осуждение», будь то западные европейцы или свои, доморощенные – леворадикалы или праворадикалы. Мы повинны Богу и России – правдой, а если она кому-нибудь не нравится, то тем хуже для него…»
В государственной власти, отмечал учёный, «важно качество человека: его политическая ценность и его политическое волнение; и не важно его происхождение, его профессия, его классовая и политическая принадлежность. Важна его нравственная и умственная мощь, а не предки; важна его верность родине, существенное направление его воли, а не его партийный билет».
Современный процесс становления демократической организации государственной власти и управления в России диктует необходимость отказа от любых проявлений партократии. Демократическая организация государственной власти возможна лишь на базе сочетания отечественного и международного опыта.
В Конституции Российской Федерации установлены основы гармонического сочетания принципов демократической организации власти и управления, исключающие их формирование политическими партиями. Противодействие нарастающему процессу партизации власти становится стратегической задачей.
Государственная, социальная и духовно-нравственная консолидация страны возможна лишь на пути развития всех организаций гражданского общества на основе функционирования разных форм подлинного народовластия. Пора избавиться от гипноза и фетишизации партийной власти, противоречащих историческим особенностям и менталитету многонациональной России.
, доктор философских и юридических наук