Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Пасха – это Победа

01 января 2007

КИНО

Самое замечательное в документальном фильме Бориса Криницына «Пасха 45-го года» – его замысел.

Но для воцерковленного человека, каким является Борис Криницын, этот замысел неудивителен. Это удивительно для меня, которая ничего не знает.

А оказывается, в 45-м году Пасха была поздняя. Начиналась она 6 мая (а это ещё и День святого Георгия, и день рождения маршала Георгия Жукова). Длится Пасха неделю, значит, День Победы и Пасхи были едины.

И Христос, который пошёл на крест ради людей, воскрес в это время, и страдания и гибель миллионов наших людей за Россию закончились флагом над Рейхстагом. Что-то есть в этом провидческое, мне кажется, не только для верующих.

Известно, что война, особенно такая страшная, небывалая, ещё близкая, как Великая Отечественная, не только убивает, но и объединяет народ перед великой целью. Как писал поэт: «Ведь у нас такой народ: если родина в опасности, значит, все ушли на фронт».

Почти весь фильм построен на хронике, более или менее известной. Но эта военная хроника не может быть до конца известной, ибо она такая невероятная, что сколько ни смотришь, – всё как в первый раз. Вот лежат горами трупы, как деревянные бруски; вот, едва передвигая ноги, идут наши пленные, оборванные, грязные, с какими-то узелочками-котомочками; вот старуха рыдает над мёртвым телом то ли своего сыночка, то ли совсем чужого человека, но всё равно своего; вот мать приносит на кладбище завёрнутый в тряпицу трупик младенца. Траншеи, блиндажи, «катюши», переправы. Киев, блокадный Ленинград, где люди, сделав несколько шагов на улицах, падали от пуль, от голода, от оставленности.

Сталинград, жесточайшая, но и поворотная битва в этой войне. Сын Василия Чуйкова вспоминает, как, по рассказам отца, у которого в партбилете лежала молитва (её дала ему мать), отец хотел перекреститься, но не смог, потому что пальцы были сжаты в кулак морозом и судорогой. И он перекрестился кулаком. И уже до конца войны крестился именно так.

Гитлер рассчитывал в этой войне на помощь Церкви, которую преследовала советская власть. Но народ русский оставался богоносным и не предавал своё Отечество.

Война покончила с гонениями властей на религию и вернула народ в храм. Мы видим заседание Синода во главе с митрополитом Сергием. Народ молится в храмах – это уже современные съёмки. А в хронике полковые священники правят панихиду по погибшим на полях сражений.

Россия едина. Верующие и неверующие – все готовы встать «на смертный бой с фашистской силой тёмною, с проклятою ордой». Это была «народная, священная война».

Пасха в мае 45-го года – это ещё и возрождённая Церковь.

Христос воскрес из мёртвых, а Господь принял и освятил все жертвы Великой Отечественной ради жизни на земле, ради свободы, ради России. И даже неверующие не могут не понимать, что есть что-то высшее над ними. И это высшее – небо.

Пасха в мае 45-го года была неслучайна. Эта Пасха – наша Победа.

Людмила ДОНЕЦ

Обсудить в группе Telegram

Людмила Донец

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS