Самое замечательное в документальном фильме Бориса Криницына «Пасха 45-го года» – его замысел.
Но для воцерковленного человека, каким является Борис Криницын, этот замысел неудивителен. Это удивительно для меня, которая ничего не знает.
А оказывается, в 45-м году Пасха была поздняя. Начиналась она 6 мая (а это ещё и День святого Георгия, и день рождения маршала Георгия Жукова). Длится Пасха неделю, значит, День Победы и Пасхи были едины.
И Христос, который пошёл на крест ради людей, воскрес в это время, и страдания и гибель миллионов наших людей за Россию закончились флагом над Рейхстагом. Что-то есть в этом провидческое, мне кажется, не только для верующих.
Известно, что война, особенно такая страшная, небывалая, ещё близкая, как Великая Отечественная, не только убивает, но и объединяет народ перед великой целью. Как писал поэт: «Ведь у нас такой народ: если родина в опасности, значит, все ушли на фронт».
Почти весь фильм построен на хронике, более или менее известной. Но эта военная хроника не может быть до конца известной, ибо она такая невероятная, что сколько ни смотришь, – всё как в первый раз. Вот лежат горами трупы, как деревянные бруски; вот, едва передвигая ноги, идут наши пленные, оборванные, грязные, с какими-то узелочками-котомочками; вот старуха рыдает над мёртвым телом то ли своего сыночка, то ли совсем чужого человека, но всё равно своего; вот мать приносит на кладбище завёрнутый в тряпицу трупик младенца. Траншеи, блиндажи, «катюши», переправы. Киев, блокадный Ленинград, где люди, сделав несколько шагов на улицах, падали от пуль, от голода, от оставленности.
Сталинград, жесточайшая, но и поворотная битва в этой войне. Сын Василия Чуйкова вспоминает, как, по рассказам отца, у которого в партбилете лежала молитва (её дала ему мать), отец хотел перекреститься, но не смог, потому что пальцы были сжаты в кулак морозом и судорогой. И он перекрестился кулаком. И уже до конца войны крестился именно так.
Гитлер рассчитывал в этой войне на помощь Церкви, которую преследовала советская власть. Но народ русский оставался богоносным и не предавал своё Отечество.
Война покончила с гонениями властей на религию и вернула народ в храм. Мы видим заседание Синода во главе с митрополитом Сергием. Народ молится в храмах – это уже современные съёмки. А в хронике полковые священники правят панихиду по погибшим на полях сражений.
Россия едина. Верующие и неверующие – все готовы встать «на смертный бой с фашистской силой тёмною, с проклятою ордой». Это была «народная, священная война».
Пасха в мае 45-го года – это ещё и возрождённая Церковь.
Христос воскрес из мёртвых, а Господь принял и освятил все жертвы Великой Отечественной ради жизни на земле, ради свободы, ради России. И даже неверующие не могут не понимать, что есть что-то высшее над ними. И это высшее – небо.
Пасха в мае 45-го года была неслучайна. Эта Пасха – наша Победа.