Реклама в старые добрые времена (конец XIX – начало ХХ века) / Составитель и автор текста Архангельская И.Д. – М.: Издательство «Октопус», 2008. – 208 с. с ил.
Иллюстрированная книга, которую так и хочется назвать фолиантом, посвящена первым шагам русской рекламы. В дореволюционные времена уже существовали рекламные агентства (к 1913 году их насчитывалось около полусотни). Словарь Брокгауза и Ефрона разъяснял, что реклама помогает «потребителю найти нужный ему предмет, а производителю и торговцу – сбывать товар, ускоряет обороты капитала». Знаменитый Алексей Бахрушин собирал не только антиквариат и фарфор, в его коллекции были рекламные плакаты, листовки, открытки, бланки, прейскуранты. Он как будто предвидел, что по ним в будущем станет возможно восстановить многие черты экономического и общественного уклада.
В журналах появлялись тогда объявления в стихах, а то и целые поэмы, примером может служить рифмованная история о том, как солдатик, приехавший на побывку в родную деревню, привёз столичный чай, приведший земляков служивого в невероятный восторг, снабжённая броской иллюстрацией. А кошмар современности – телефонные звонки с предложением что-то купить – оказывается, досаждали мирным обывателям и на заре телефонной связи. Но всё-таки в старых рекламных объявлениях заключено изрядное обаяние, этакая экзотика в стиле ретро. Судите сами: «Перья Русскаго Общества одинаковаго достоинства съ наилучшими заграничными перьями», «Всеобщая компания электричества», «Король аппаратовъ» (фотографических), «Высочайше утверждённое С.-Петербургское товарищество для производства Глухоозерскаго Портландъ-цемента», «Большой магазин и мастерскiя бриллiантовыхъ, золотыхъ и серебряныхъ вещей», «Ручка для исправленiя дурнаго почерка»… Или чудодейственное средство «от запоя и пьянства» – удостоенная наград на Парижской выставке «Пастила-трезвость».