Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 ноября 2014 г.
  4. № 47 (6488) (26.11.2014)
Литература Общество Мнение

Пастырь

26 ноября 2014

К десятилетию со дня преставления протоиерея Дмитрия Дудко (1922–2004)


Дмитрий Дудко родился в деревне Зарбуда Брянской области в семье крестьянина. Вся жизнь о. Дмитрия – олицетворение мученической судьбы его поколения в целом и наглядный пример того, что значило и до сих пор значит активно исповедовать Христа, открыто говорить и поступать в согласии со своей христианской совестью.

Деятельность о. Дмитрия была многогранной: и священник, и духовник очень большого числа людей, и организатор постоянных христианских чтений и собеседований, обществ трезвости, и вдумчивый проповедник и писатель. Значительный духовный опыт, огромный опыт общения с людьми о. Дмитрий запечатлел во множестве изданных и неизданных работ. Имя его довольно известно на Западе: восемь его книг издано там и переведено на многие языки. Сами названия этих книг говорят о многом: «О нашем уповании. Беседы», «Верю, Господи», «Воскресные собеседования», «Вовремя и не вовремя», «Враг внутри», «Премудростью вонмем», «Потерянная драхма», «Литургия на Русской земле».

Батюшка всегда говорил, что в мире существуют два народа: израильский – богоизбранный и русский – богоносный. Именно они определяют жизнь в Боге и во всём мире весь существующий духовный порядок. Именно они создают и чётко определяют два центра, резко очерчивают нравственные контуры всей политической карты мира старой и новейшей истории и определяют жизнь других стран и народов.

Вспоминаю многие беседы, которые батюшка проводил в библиотеках, где регулярно записывал приходящих в общество трезвости. Он говорил: «Россия гибнет от водки, а мы собираем на «погорелье». Своим неучастием в грехе винопития помогаем всем страждущим избавиться от этого страшного недуга». Встречались и заядлые спорщики, упорно сопротивляющиеся «словам благодати, исходящим из его уст». Батюшка не спорил, но доказывал, убеждал, потом мог твёрдо прекратить: «Помоги тебе Бог, детка, разобраться».

В последние годы своей жизни о. Дмитрий служил в своём домовом храме. Этот домовой храм – святая святых последних лет батюшки. Благословил его создание в квартире святейший патриарх Алексий II. Как мне помнится, ни у кого из священников подобного храма не только в Москве, но и в пределах святой Руси никогда не было. Он и по сей день существует, и в нём, хоть и не часто, совершаются службы. Среди многонаселённого разными человеческими жизнями, судьбами со своими радостями и горестями – совершается Божественная литургия, приносится бескровная жертва за нас, грешных. Только представить: соседи собираются на работу, дети в школу, идут в больницы, магазины, кто куда по своим делам – а тут рядом такая служба! Храм – корабль, и он проплывает по житейскому морю, по его неспокойным волнам. Храм, конечно же, никакого дохода не приносил. Были вспомоществование и материальная поддержка отдельных прихожан.

Есть мифы – живые, живучие или доживающие. К последним принадлежит миф уставшей, состарившейся, диссиденствующей интеллигенции о том, что отец Дмитрий Дудко боролся с государством, с властями. Но «наша брань – не против плоти и крови,… но против духов злобы поднебесных» – и «всякая власть от Бога». Сам отец Дмитрий, пострадавший от власти, никогда не дерзал восставать, например, на Сталина, а годы, проведённые в тюрьмах, считал самым благодатным временем своей жизни. Так вот – эта злоба духов поднебесных сильно борола русскую (советскую) империю и выражалась в крайнем безбожии, в агрессивном атеизме, против которого и боролся, не щадя своего живота, отец Дмитрий. Все же помнят это революционное время, даже так называемых демократов! Вот в ту пору некоторой части интеллигенции вдруг помстилось, что отец Дмитрий – знамя борьбы с существующей властью. О людях, которые безоглядно, упорно сопротивлялись Христу, о. Дмитрий любил повторять слова апостола Павла об иудеях, забивших насмерть камнями архидьякона Стефана: «Народ жестоковыйный, духу святому противящийся».

О. Дмитрий говорил, что если бы мы, русские люди, в одно и то же время, единым духом встали на молитву, вздохнули об исцелении от болезней родного Отечества – то участь его одномоментно переменилась бы, была бы иной, сам бы воздух очистился. Тогда Отечество не возродилось бы, а воскресло. Об этом же говорил и другой наш выдающийся соотечественник – русский поэт Юрий Кузнецов. Ведь когда нападал враг на Русь, то пост накладывался не только на молящихся, но даже и на домашнюю скотину. Сможем ли и мы так подняться на защиту некогда единого государства?


Тэги: Память Самосознание
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Когда я был маленьким, была блокада...

    03.05.2024
  • Памяти Владимира Павловича Смирнова

    11.02.2024
  • «Это нужно — не мёртвым! Это надо — живым!»

    04.09.2023
  • Отец «Ну, погоди!»

    06.07.2023
  • 46 звёзд на фюзеляже

    21.06.2023
  • Летний поэт Жуковский

    346 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Когда пришел на поле он…

    290 голосов
  • Кто украл Европу? - 1

    259 голосов
  • Нельзя поклоняться дьяволу

    218 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS