Вряд ли можно сказать о нашем времени «эра милосердия» – помните, так назывался роман-детектив известных авторов-братьев, по которому был снят популярнейший сериал? Мы вообще очерствели за минувший век, мы даже прекрасное, возвышенное именование «сестра милосердия» заменили на не очень внятное слово «медсестра». Лишь изредка мы сознавали свою ущербность, и спустя годы после страшной Великой Отечественной появлялись пронзительные певческие строки «Мы шли к любви и милосердью в немилосердной той войне». Мы не «помнили» новозаветных слов о любви – из Послания апостола Павла, должно быть, самых великих слов, сказанных человечеством. Но в конце века безбожия нам их заново открыла наша Церковь. Сегодня, в «жестокий век», требование милосердия и «просьба о любви» воистину становятся условием спасения – личного и общего.
В Москве начал работу крупнейший форум Русской православной церкви в сфере благотворительности – XI Общецерковный съезд по социальному служению, на который со всех епархий, со всех регионов Российской Федерации собрались те, для кого служение милосердия стало делом жизни – священство, церковные, медицинские и социальные работники, добровольцы, руководители благотворительных и госорганизаций – всего более тысячи человек. К собравшимся с программной речью обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ключевыми словами в которой были «любовь» и «милосердие».
В своё время нас потрясли слова русского мыслителя Льва Карсавина, что любовь есть жертвенное умирание ради других. Сегодня этот духовный императив возвышенно и всё более настойчиво звучит из уст нашего Патриарха. Любовь там, где есть жертва, говорит он. «Любовь там, где один человек отдаёт себя другому – и точка! Жертвенность и есть суть любви!» Конечно, такая любовь – это нелёгкий труд, который требует самоотречения. Осуществляя такое отношение к другому, ты отказываешься от комфорта, от свободного времени, от досуга. Ставить свои желания и потребности не на первое место, а порой и вовсе забывать о них – вот жизненный выбор тех, кто посвящает большую часть своей жизни служению ближним. Нельзя заниматься социальной работой, не имея доброго сердца. А когда есть помощь Божия, человек чувствует благодатную силу, укрепляющую его в совершении добрых дел.
Предстоятель нашей Церкви чётко определяет направления любви, в которых необходимо приложить и развить общие усилия.
«Тяжелее всего любить Бога, но, конечно, начала любви прорастают, как правильно и должно, в семье, – говорит Патриарх. – Не может быть любви без жертвенности – здесь знак равенства. Современное искусство, кинематограф нас этому не учат, за редким исключением; и под любовью подразумевается что-то другое. Но такая любовь очень быстро перестаёт быть любовью, и не в этом ли причина большого количества разводов, вследствие неспособности жить друг с другом?
А наше отношение к страждущим и нуждающимся – важный показатель любви вообще. В нынешнее непростое время мы ежедневно «получаем сведения о голодных, раненых, больных, бездомных, и, конечно, мы не можем не реагировать на это. Даже те, кто не вовлечён в церковную социальную работу, даже просто приходской священник или приходской активист не может абстрагироваться от страданий, которые сегодня реально испытывают очень многие, в том числе наши православные братья и сёстры. Люди сегодня реально страдают, особенно там, где идут военные действия. Многие лишаются крова, теряют возможность кормить своих детей; очень тяжело тем, кто находится у линии боевого соприкосновения и живёт в страхе за себя, за своих родных и близких. И я хотел бы выразить особую признательность всем, кто в это трудное время, являя подлинную любовь и милосердие к ближним, работает в таких условиях. Очень благодарю всех наших добровольцев, которые не убоялись страха, и пошли туда, где опасно, где не всегда скажут «спасибо» за твоё дело, но где очень нужна помощь неравнодушных людей».
Патриарх Кирилл сердечно поблагодарил всех, кто помогает беженцам, раненым, кто посещает больницы, военные госпитали: «Бесспорно, важен также труд добровольцев, которые, рискуя жизнью, привозят гуманитарную помощь в места, где из-за постоянных обстрелов закрыты магазины и люди голодают. Конечно, велико служение священников, которые у постели смертельно раненных принимают последнюю исповедь и на смертном одре приобщают умирающих Святых Христовых Таин. Важен подвиг сестёр милосердия и волонтёров, которые днём и ночью ухаживают за тяжелобольными, утешают, поддерживают и несут свет Христовой любви».
Предстоятель нашей Церкви напомнил, а для кого-то и открыл, что в первые же недели после начала СВО Русская православная церковь организовала широкомасштабную помощь пострадавшим. Открылись церковные центры помощи беженцам, стали принимать переселенцев, в том числе в монастырях, приютах и других церковных учреждениях. Сотни православных людей записались в добровольцы по уходу за больными, ранеными и регулярно выезжают в больницы городов, находящихся в зоне конфликта. Врачи и медицинские работники новой церковной больницы святителя Алексия организуют приём людей в пострадавших районах, вывозят пациентов на лечение в Москву, делают протезы, возвращают раненых к полноценной жизни. «Низкий вам поклон, дорогие мои!» – возгласил Патриарх. И подчеркнул, что выстраивание такой работы в епархиях при участии и контроле со стороны Социального отдела РПЦ представляется делом очень важным, одним из приоритетных.
Ещё один векторный тезис социальной программы Патриархии: «Церковь всегда должна заботиться, и сейчас, слава Богу, заботится о детях. В первую очередь о сиротах, о тех, кто остался без родителей. Думаю, сегодня главной задачей в работе с такими детьми должно быть устройство в семьи. Решением Священного Синода при Синодальном отделе по благотворительности был создан Центр по вопросам семейного устройства детей и церковного попечительства о них. Специалисты выезжают в епархии, обучают епархиальных сотрудников лучшим методикам работы с детьми. Особого внимания требуют многодетные и нуждающиеся семьи, а также те, в которых воспитываются приёмные дети и дети с инвалидностью».
В епархиях – хотя пока не везде – начали создаваться центры гуманитарной помощи, семейные центры комплексной помощи, семейные лагеря, группы дневного пребывания для детей, в том числе с ограниченными возможностями, обустраиваются дома или квартиры для матерей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Большой – нравственной и социальной – является проблема абортов. Церковь не раз подчёркивала ценность человеческой жизни с момента зачатия. Эта устойчивая позиция «проистекает из Божиих заповедей и той, самой страшной заповеди, которая запрещает убийство человека. Отрадно, что в стране появилось уже более 80 приютов для женщин, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Потому что аборты нередко происходят не только от окаменённого нечувствия или неспособности разделить свою жизнь с кем-то и жертвовать самими собой ради кого-то, но и от тяжелейших условий. Вот почему уже сейчас во многих епархиях психологи, священники, социальные работники приходят в женские консультации, проводят беседы с будущими мамами, стараются отговорить их от совершения роковой ошибки, проявляют готовность оказать необходимую помощь… Мы обязательно должны быть там. И говорить – тихо, спокойно, смиренно, разумно».
К сожалению, число абортов по-прежнему остается высоким. Но на законодательном уровне появляются инициативы, направленные на сокращение количества абортов. В Мордовии был принят закон о запрете склонения к аборту. Патриарх выразил надежду, что эта инициатива будет поддержана в других регионах, на федеральном уровне, и подчеркнул, что склонение к аборту – это преступление.
По произнесении программных социальных тезисов Церкви Святейший Патриарх Кирилл призвал «вместе трудиться, чтобы исполнять заповедь Господа о любви к ближнему, творить дела милосердия и надеяться получить по кончине своей прощение грехов наших от любящего Отца».
Как отзовутся слова Предстоятеля в сердцах, умах и деяниях?