Музыкальные фестивали нынче растут как грибы. Порой и названия-то их толком не успеваешь запомнить, как появляются всё новые и новые… А много ли таких, что длятся десятки лет или даже перешагнули полувековой рубеж?! А сколько таких, что могут похвастать своей «Большой книгой» – обширной летописью, где запечатлены все главные вехи фестивального бытия?
Смоляне имеют полное право воскликнуть: «Есть такой фестиваль! Есть такая книга!» Вот уже в 51-й раз прошёл на их земле Всероссийский музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки. А в прошлом году к 50-му форуму вышла «Летопись музыкальных фестивалей имени М.И. Глинки», которая – хочется надеяться – станет лишь первым томом книги о любви. Да-да, именно о любви. О любви к великой музыке Глинки. О которой так много говорилось, к примеру, на прошедшей в рамках фестиваля Всероссийской научной конференции «Эпоха М.И. Глинки. Музыка. Поэзия. Театр».
Впрочем, темы докладов учёных, съехавшихся из Москвы и Санкт-Петербурга, Астрахани и Таганрога, Тбилиси и Милана, поражали академической широтой. Вот лишь два характерных примера: сообщение замначальника областного Департамента по культуре Н. Деверилиной было озаглавлено «Брак и семья в России XVIII–XIX веков. На примере рода Глинок», а старший научный сотрудник Тбилисской консерватории М. Киракосова немало заинтриговала собравшихся темой, звучащей как «У истоков «кучерской» музыки. Барин и подданные».
Раз от раза смоленская глинковская декада, учредителями которой выступают Департамент по культуре, областная филармония и Смоленский государственный музей-заповедник, становится всё неожиданнее, интереснее, масштабнее, с каждым годом она привлекает всё большее количество участников. Не стал исключением и 2008-й.
За десятилетия своей истории фестиваль, естественно, не мог не обрасти собственными традициями, которые, как известно, немало способствуют гармонии. В день рождения композитора к его памятнику обязательно возлагаются свежие цветы. А непременный концерт на открытом воздухе? На сей раз это был звонкий солнечный концерт Образцового духового оркестра ОАО «Российские железные дороги» под руководством Александра Данильченко.
Согласно традиции фестиваль открылся исполнением Увертюры к опере «Руслан и Людмила». На сцене Смоленского театра драмы – Государственный симфонический оркестр России. Исполненные затем прославленным коллетивом Симфония ‹ 2 Рахманинова и «Фантазия на русские темы» для скрипки с оркестром Римского-Корсакова предоставили возможность по достоинству оценить именитого Сергея Стадлера и как дирижёра, и как скрипача. Его скрипка пела чисто и прозрачно, а трактовка симфонии была глубокой и оригинальной. Ещё одной солисткой концерта выступила в этот вечер смолянка. Особенно выразительно прозвучал в исполнении землячки Глинки Галины Широковой романс Антониды из «Ивана Сусанина».
Почти сорок лет фестивальные программы фестиваля ведёт музыковед Жанна Дозорцева, которую смоляне называют душой Глинковского музыкального праздника. На мой вопрос о его нынешнем художественном уровне она ответила так: «Качество фестиваля определяется тем, кто принимает в нём участие. На нашем фестивале собралось созвездие замечательных профессионалов. Хочется поблагодарить организаторов за чувство ответственности по отношению к тому, что услышит публика».
А услышала публика, в частности, оперу «Евгений Онегин» в постановке столичного театра «Новая опера» и феноменальных «птенцов гнезда Юрлова». «Не поют, а шёлком вышивают» – такой отзыв о прекрасном выступлении Государственной академической хоровой капеллы России им. А.А. Юрлова довелось услышать в зале.
После концерта художественный руководитель и главный дирижёр капеллы Геннадий Дмитряк поделился своими чувствами о фестивале, Глинке и Смоленске буквально в следующих выражениях: «Когда проезжаешь по старой части города-героя, вспоминаешь великую историю России, старую смоленскую дорогу. Когда ступаешь на землю, на которой родился основоположник нашей музыки, испытываешь волнение. Когда я дирижировал «Венецианской ночью» и «Славься», смотрел на портрет Глинки, прямо слёзы подступали к горлу. Прошло 204 года со дня его рождения. А прожил он на земле всего 53. Но его помнят! Его музыка звучит. Память о нём жива. Есть духовная жизнь, есть! Дай Бог фестивалю дожить до столетия».
Десять тёплых дней были до краёв наполнены музыкой. Причём не только симфонической, оперной, камерной, но и хоровой, народной, джазовой. Широкий исполнительский спектр фестиваля вместил в себя концерты джазового пианиста Даниила Крамера, московского клавир-трио «Элегия», Смоленского камерного оркестра. Известный калининградский мастер романса Валерий Алиев представил лауреатов 8-го Международного конкурса камерного пения «Янтарный соловей» на вокальном вечере, который прошёл с огромным успехом. Выступили «янтарные соловушки» и в селе Новоспасском – на родине Глинки – вместе с ансамблем русской музыки «Псков» и Смоленским русским народным оркестром имени В.П. Дубровского.
Надо заметить, что сегодня горожане принимают фестиваль и разнообразие его афиши как данность, как нечто само собой разумеющееся, а порой и ворчат: «Вот если б ещё и Хворостовского с Нетребко привезли!..»
Звёзды – по нынешним временам вещь, безусловно, важная. Но куда важнее, на мой взгляд, что организаторы сумели сохранить демократический статус фестиваля – цена билетов была вполне приемлемой, соответственно аншлаги были правилом, а не исключением. Гости в один голос благодарили смолян за отличную организацию, поражались тому, что такая масштабная культурная акция за минувшие полвека ни разу не прерывалась.
Как говорится, спасибо на добром слове. Но много ли внимания этому не последнему событию в культурной жизни России было уделено и в 2008-м, и в предшествующие годы на страницах центральных газет и на основных каналах ТВ, не говоря уже о «профильном» канале «Культура»? Хочется обратиться к соотечественникам с призывом: давайте любить музыку Глинки не только по-смоленски!
, СМОЛЕНСК