Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Патриотизм, хоть имя дико…

01 января 2007

ПРОВИНЦИЯ

Расшифровка «Слова о полку» продолжается. Новый «Князь Игорь» в Новосибирской опере

ПВиктор ДМИТРИЕВОГРУЖЕНИЕ
Это было увлекательное время. Войны и грабежи, предательства и разврат. Брат шёл на брата, и трудно было сказать, кто свой, кто чужой. Половцы были ни то ни сё. Иногда – варвары, порой – ландскнехты. Воевали свирепо. Все!

Благородство не мешало подлости. Воинское товарищество было причудливо. Своим – всё. У чужих забирали и того больше. Не только кафтан, но и кожу. Блеск русского Средневековья – «Слово о полку Игореве».

Блеск золотого века русской музыки – опера Бородина. Она в Новосибирске не впервые, но вновь – премьера. О новой версии мечтал главный художник театра – Игорь Гриневич, русскую оперу ждал коллектив. Свершилось.

Оркестр звучит мощно, но сдержанно. Суровой темой увертюры на иссечённом саблями степняков пергаменте проступают загадочные строки «Слова».

Так и пойдёт дальше: режиссура молодого Тимофея Кулябина ни разу не отвлечёт нас ни от музыки, ни от литературы, ни от истории.

Мир спектакля. Он более определённый, чем мир летописей и мир реальных отношений. Да, Кончак и Игорь – на пороге династического союза, но они – жители разных планет. Ставка князя – солярная держава. Декорации – вертикаль, горизонталь, на пересечении – распятое солнце. Стан Кончака – царство луны, империя ночи. Вместо солнечного – свет костров. Жёсткая оппозиция или взаимное дополнение? Без выдуманных тайн – первое. Спектакль об этом. О врагах, которые лучше друзей, но враги. О братьях, которые хуже врагов, но братья.

Вот впечатляющая оргия Владимира Галицкого – и из убранства сцены исчезает всё высокое. Горизонтальные, плоские, приземлённые периоды декораций до самого окоёма. Так кажется. Только почва. Без мистики крови. Без солнца. Даже без луны.

Но как же хорош терем Ярославны! Паутины узоров русской вязи повсюду – вверху, справа, слева. Княгиня держит плат. Позже он превратится в омофор едва ли не Той, Которая «честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим», а пока… Пока в руках Ярославны просто отрез.

В её покоях вышивают. Вышивание, прядение, ткачество – операции женской магии. Плетёт паутину паучиха, ткёт Пенелопа. Это важно! Незначительная деталь – и русская авантюрная повесть раскрывается во всей глубине всемирного звучания. Уже ради этого стоило ставить «Князя Игоря» заново.

Но это ещё не всё. Нам предстоит перед крещением огнём и кровью услышать колокол, который не звучит; увидеть молитву «покрый нас от всякого зла честным твоим омофором», которую никто не творит; угадать в инженерных сооружениях Гриневича акведуки Первого Рима, которые переброшены к Риму Третьему. И лишь потом вспомнить о музыке.

Нас ждёт потрясающий финал. Неоконченную оперу Бородина дирижёр-постановщик спектакля Евгений Волынский завершает темами увертюры и пролога. Круг замыкается.

Следующий шедевр нашей книжности – «Слово о погибели земли Русской». Сейчас на сцене – покаяние. За личное участие в русском унижении.

Иконописным ликом поднимается князь к горним высям. Воин, аристократ, сверхчеловек преодолел себя. Уже не просто Ольгович – почти русский.

Пойми, кто враг. Примирись с братом. Молись за него. Вот путь воинской святости!

РАСТВОРЕНИЕ
Я – благодарный зритель. Больше фабулы ценю символ. И если вижу вертикальную линию, то воспринимаю её как чистую идею вертикальности. Что материал? Вторично. Хотя и здесь возможны размышления.

Например. Почти все декорации выглядят подозрительным новоделом. Сайдинг, какие-то, прости Господи, «евробрёвна». Ужас? Ничуть. Есть повод задуматься о некой неуловимости «Слова», которое известно нам только в копиях. Декоративность – основная черта спектакля. Даже текст повествования даётся на экран в архаичной лексике и грамматике, но в современной орфографии.

Или – ещё образец едва не буффонады. На фоне чистого символа – карикатура. Массовка. Шапки сидят неловко, всклокоченные бороды. Бояре похожи на «утренничных дед-морозов». Смех да и только, но! Рядом с аристократами Игорем и Ярославной так и должны выглядеть те, кто разъезжает по Путивлю и Галичу в старинных Maibach’ах. Ничтожества, изменники – как их показывать? Сказочными богатырями? Увольте. Всё правильно. Гадкие людишки в полукафтаньях от древнего Versace.

Всё неочевидно, но предельно точно в н-ском «Князе И.». Да, есть чёткое деление на своих/чужих, мужское/женское, день/ночь, но всё – пока становление. Ночь ханской ставки содержит отражённый или рукотворный свет (луна, костёр), а русский белый день таит в себе крупицу мрака (затмение). Мужское и женское склонно к взаимодействию до слияния. Чужой надёжнее брата, но всё равно чужой. Хотя необходимый для гармонии. Владимир Галицкий – зло, подлежащее искоренению. Своих обычно вешают на вершок повыше чужих. Ибо им нет оправдания. Ни безвольных, ни сластолюбцев мужской мир не прощает.

Парадоксальный, духоподъёмный, патриотичный спектакль!

Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS