Пациенты доктора Визинга: Роман; Коми сны: Сборник новелл и эссе. – М.: ДеЛи принт, 2008. – 496 с.
Роман «Пациенты доктора Визинга» – вторая книга Олега Куратова. В первой, «Хроники русского быта. 1950–1990. Неофициальная фактография», прозаик поставил перед собой цель исследовать духовное состояние образованного русского человека, рождённого при советском строе и окончательно сформировавшегося к моменту его падения.
На идейную и творческую концепцию О. Куратова в «Пациентах доктора Визинга», безусловно, оказала большое влияние живопись великого голландского художника Иеронима Босха. В своих наиболее известных триптихах на тему нравственности (как правило, это уцелевшие церковные алтари или их фрагменты) Босх прибегает в одной и той же последовательности. Так, роспись начальной, левой дверцы алтаря обращена к мотивам Рая и заветам Священного Писания; вторая, центральная часть, посвящена изображению буйного коловращения страстей земной жизни; третья, правая дверца, – Страшному суду (возмездию за земные грехи). Автор, словно следуя методу Босха, в первой части романа ведёт речь о Божественном. Главный герой, талантливый, разносторонне образованный учёный Фомин, отказывается от блестящей карьеры и добровольно удаляется в лесную глушь. Там, в окружении дикой природы, он исступлённо и обречённо, в ущерб своему психическому здоровью, ищет истину в Богопознании. Его сознание, поражённое современным амбициозным рационализмом, не может смириться с Непостижимым, реальность которого тем не менее стала для него очевидной. Это противоречие отражает характерную психологическую драму нашего верующего современника, который отвернулся от рационализма, но не в состоянии полностью освободиться от его власти.
Во второй части романа автор изображает картину падения нравов в России 90-х годов прошлого века. Циничная беспринципность всех, сверху донизу, представителей власти, слежка, шантаж и убийства в корыстных интересах, забвение гражданских интересов, повальное распространение криминального образа мышления и разврата во всех слоях общества – такова среда, в которой живут персонажи второй части. Главный герой Ликушин, тоже, как и профессор Фомин, щедро одарённый природой молодой человек, становится крупным учёным, но параноические амбиции толкают его на борьбу за взлёт к верхам власти. Он мечтает применить свои новейшие научные достижения для захвата беспредельной власти над людьми. Под стать ему и другие герои. Офицер тайной службы, одержимый навязчивой идеей создания идеального детектора лжи, идёт на преступное служение криминалу и шагает через трупы во имя достижения своей дьявольской цели: тайно проникать в любую человеческую душу, чтобы управлять ею. Ответственный сановник, которому вверено воспитание молодого поколения, создаёт преступный семейный бизнес, процветающий на сутенёрстве в среде школьниц и студенток. У этих людей возникает соблазн наведения всеобщего порядка путём применения бездушных «высоких технологий». Успехи методов всеобщего оболванивания с помощью СМИ, и прежде всего телевидения, превзошли все ожидания. Поэтому, размышляют эти герои, почему бы не сделать второй шаг – негласное силовое применение хай-тека для управления массовым сознанием, благо научные достижения в этом направлении значительны, ибо поддерживались всеми властями во все времена.
Что же касается персонажей, сохранивших духовную чистоту и чувство гражданского долга, то они подвергаются надругательствам и безжалостно лишаются возможности достойного существования.
Третья часть романа (соответствующая «Страшному суду») клеймит, согласно «методу триптиха» Босха, человеческие грехи. Может быть, изображённые Куратовым сцены и лексика персонажей находятся далеко за пределами приличий, но нужно помнить, что изображение пороков Босхом тоже выходит за грань норм пристойности XV века.
В зависимости от содержания частей романа Куратов прибегает к разным художественным приёмам – монологу-исповеди, детективу и «вербальному римейку» (терминология автора). Правда, следует заметить, что творческий метод Куратова едва ли будет доступен всем читателям из-за неразрывной связи между живописью Босха и многими нюансами романа. Это его объективный недостаток.
Согласно концепции автора, наш современник-интеллигент – продукт революций, войн, смен режимов и «перестроек» – незначительно отличается от своих недавних предшественников. Он сохранил три свойства, присущих, по его мнению, каждому россиянину:
одержимость Своим Личным Делом (будь оно хоть благородным созиданием, хоть преступным промыслом);
пренебрежение к солидарности и социально-политической активности;
априорное убеждение в том, что так называемая полноценная сексуальность безмерно умножает силу человеческой личности.
Царящие в современном обществе обман, воровство, поголовное взяточничество, половая разнузданность привели к тому, что в большинстве своём наши люди ещё более отдалились от прежних человеческих ценностей: церкви, патриотизма, благочестия, подвижничества и беззаветного служения Отечеству. Как констатирует один из героев романа, мы оказались в той фазе развития, когда смыслы понятий «прогресс» и «десять заповедей» стали окончательно несовместимыми и противоречащими друг другу. Они стремительно расходятся в разные стороны, создавая тем самым болезненно острый надлом в душе каждого человека. А степень их расхождения внутри одной и той же личности стала мерилом её персонального успеха в новом мире.
Меньшинство, придерживающееся классических нравственных ценностей, мешает лавинообразному преображению образа мышления и жизни и не находит себе места в созидании новой России. Одни самоустраняются от активной жизнедеятельности по моральным мотивам, других изгоняют из неё насильно, воспринимая их «старую» мораль как самое натуральное сумасшествие. Однако это отнюдь не «психи», а типичные люди нашего времени – ведь у большинства из нас психика серьёзно травмирована циклическими социально-политическими потрясениями. Поколения, жившие в XX – начале XXI века, перенесли последовательно – свержение монархии, Гражданскую и Великую Отечественную войны, загнивание и окончательное разложение советской системы, афганскую и чеченскую войны, новейшие времена духовного распада и беспредела 80–90-х годов. Если эти эпохальные события принимать близко к сердцу, активно участвовать в них, осмысливать и переживать, особенно попадая под молот жесточайших репрессий (государственных и мафиозных), трудно не «тронуться»! В то же время те, кто относится к таким потрясениям с полным безразличием, – безусловно, умственно и духовно неполноценны.
С точки зрения автора романа, честные, порядочные люди в России, инстинктивно понимая опасность и «праведного безумия», и духовного безразличия, ещё с начала прошлого века непрерывно устранялись от участия в государственной и общественно-политической деятельности. Это явление представляется автору первостепенно важным для понимания новейшей истории России.
Резкое погружение человека, особенно российского, в среду обитания, лишённую мало-мальски определённых норм морали и правил поведения, неизбежно приводит к психопатологиям. Одних героев романа Куратова оно доводит до отшельничества или безумного отчаяния, а других вдохновляет на поистине сумасбродные действия.
В этих условиях герои романа делают свой жизненный выбор. Несмотря на ум и таланты, никому из них не приходит в голову объединить и направить свои силы и способности на спасение Отечества от гибели. Каждый поглощён либо безвольным оплакиванием происходящего, либо обеспечением собственных успехов.
Куратов в «Пациентах доктора Визинга» изобразил оригинальную картину мира и дал запоминающиеся портреты наших современников. В насыщенной идейной проблематикой прозе О. Куратова мы найдём, однако, и пейзажи, и интерьеры (описание древнего села, дома, погреба и бани в первой части романа), и чисто бытовые сцены (например, «будни» советских ресторанов). Особенности романа заключаются в свободном полёте фантазии автора, переплетающего нити сюжетов житейского, научного, философского и феерического характера. Конструируя это сложное переплетение, автор прибегает к гиперболичному отображению пороков современных российских реалий. Так, в качестве апофеоза социальной драмы Куратов живописует полный горькой иронии парадокс, когда девочку-подростка, свихнувшуюся от наркомании и развратных соблазнов, спасает главный герой романа, талантливый психиатр Визинг. Понимая, что больного ребёнка нужно изолировать от нынешнего сумасшедшего мира, он не находит лучшего убежища для неё, чем его психлечебница. Он верит, что только его пациенты, загнанные сюда за верность морали десяти заповедей, способны своей любовью и добротой исцелить и наставить больную.
Отсюда и финал романа – вознесение доктора и спасённой девочки. Вероятно, таким образом автором высказана надежда на спасение России.