«Глобальная сетевая война сегодня является главным содержанием политики». Таков основной тезис статьи А. Дугина «Сеть для России» (№ 51, 2007 г.) Но «сетевым инструментом» орудуют не только в политике.
Инструментом формирования сообщества субъектов, удобных для манипулирования ими, уже многие годы являются торговые сети. Они давно накрыли Запад и сегодня, словно спрут, расползаются по России.
Стремительное создание цепи торговых объектов, заманивающих покупателей фиктивным снижением цен, таковы обычно начальные действия по созданию сетевой розничной торговли. Когда потребительское поле завоёвано, международные сети приступают к расправе с местными товаропроизводителями. Схема установления торговой монополии в принципе везде одинакова. Расширение рынка путём покупки конкурирующих объектов розничной торговли, жёсткая централизация, рост оборотов, позволяющий диктовать свои условия и производителям, и потребителям. Сдерживание местного производства за счёт сетевого импорта. Снижение цен на отдельные товары – это всегда кратковременный социальный манёвр, всегда лишь акция, которая вскоре оборачивается монопольным повышением цен в другом магазине сети или на другие товары. Сетевики всегда сначала создают свою креатуру среди коррумпированных чиновников, чтобы быстро решить оргвопросы. Технология отработана.
Как к этому натиску относится государственная власть? В разных странах по-разному. В Германии и Великобритании сетевым торговым маркам, например, принадлежит до 45% рынка, в других европейских странах и США – меньше, но тоже вполне прилично. Кабинет министров Швеции в своё время утвердил программу поддержки местной розничной торговли, чтобы защитить внутренний рынок от международных торговых сетей, которые не только поглощали мелкие магазины и производства, оставляли шведов без работы, но и не платили налоги в шведскую казну. Программа строилась на консолидации местных промышленности и торговли. И что же, гиганты торговли сильно огорчились? Ничуть! Они пошли к соседям, где радушно принимают «розничные» инвестиции, – в Эстонию, Латвию, Санкт-Петербург.
В России международные торговые сети активизировались лет 5–7 назад и пока занимают около четверти торговых рынков столиц, немного меньше в регионах. Рядом с ними в условиях производственного кризиса расправили плечи и новоиспечённые российские торговые сетевики. Отечественный сетевой бизнес скопировал американскую модель, где цель – заставить человека покупать всё подряд, где предложение формирует спрос. Хотя известны и другие модели торговли. Например, в японской концепции торгового маркетинга действует принцип: «Пусть товары и услуги говорят за себя». Их принцип – не навязывать товары. Американская же концепция: «Пусть говорят продавцы». То есть речь идёт об агрессивном рекламировании. Как говорится – товар впаривают, буквально насилуя покупателей.
Действуя по американской модели, российские розничные сетевики проявляют присущую этой модели алчность даже в рекламных мелочах. Одни скупятся на упаковочных пакетах напечатать свой товарный знак, другие – слова «Спасибо за покупку» на кассовом чеке. Кассиров обязывают продавать упаковочные пакеты, стоимость которых давно включена в цены товаров.
Особый разговор – отношение к сотрудникам. Нормы КЗоТа во многих сетевых супермаркетах – нечто из другой жизни. Продавцы, кассиры становятся чуть что и фасовщиками, и грузчиками. Причём без всякой дополнительной оплаты. И никуда от этого не деться. В небольших городах торговые сети – основная сфера приложения сил трудовых ресурсов. Знаю 19-летнего юношу-студента. Чтобы оплачивать учёбу, через день работает в сетевом магазине. Летом – каждый день с 9 до 23 часов. В яркой красной куртке с сетевым логотипом, но грязными руками (приходится постоянно работать и грузчиком) он пробивает бесконечные кассовые чеки. К 23 часам у него красные слезящиеся глаза, гудящая голова и одно желание – добраться до постели и заснуть.
Сегодня в России очень много таких юношей и девушек безжалостно эксплуатируют розничные торговые сети, где их некому защитить.
Сетевую торговлю экспортировали в Россию в очень удобное и выгодное для неё время. Люди, выросшие в условиях тотального дефицита, восприняли розничные сети как главную скрипку на празднике потребления.
Сетевое нашествие подчиняет себе всё и вся. По одну сторону кассового аппарата – страх потерять работу, по другую – необоримое желание набить корзину или тележку сублимированными продуктами.
Торговые сети продолжают разрастаться. Переполненные товарами ангары соблазняют светом, глянцем, рекламой, разноцветьем упаковки. Продукты здесь продают не так, как нужно покупателю. Всё расфасовывается в пакеты весом, выгодным продавцу. При этом доля упаковки в продукции промышленной фасовки составляет 20–50% от цены продукта. Сети стимулируют рост производства экологически опасной полимерной упаковки, за использование которой в магазинах Китая правительство этой страны, например, установило штраф 1500 $ за обнаруженный полиэтиленовый пакет. Розничные сети обеспечивают занятость не только зарубежных производителей продовольствия и бытовых товаров, но и полиграфистов, логистов, транспортников... И всё – за наш счёт.
Сетевая торговля построена на зомбировании сознания человека, она разрушает его – трата денег в супермаркетах становится для многих чуть ли не единственным смыслом жизни. Обольщённые супермаркетами, люди уже не задумываются и о качестве еды и вещей. Не до того. Главное – быстро, эффектно, много.
Убеждена: сетевая торговля – инструмент глобальной сетевой войны, ведущейся в мире. Сегодня она победоносно шествует по России, без сопротивления отвоёвывая и экономическое пространство, и подчиняя сознание и психику человека.