Павел Каплевич – художник, продюсер, заслуженный деятель искусств России. Окончил Школу-студию МХАТ. Принимал участие в создании более чем 200 спектаклей, 100 фильмов, телевизионных проектов, среди которых «N – Нижинский», «Дорога русского Пьеро» (спектакль об А. Вертинском), «Борис Годунов» в ГАБТ, «Русский проект» на Первом канале.
В настоящее время продюсирует цикл из 8 художественных фильмов о выдающихся деятелях отечественной истории и культуры, готовится к запуску картины «Медный всадник» по одноимённой поэме А.С. Пушкина.
Впервые я задумался на эту тему в Австрии – там, где в буквальном смысле слова никуда не деться от Моцарта. Его изображения, его имя – везде, в бешеных количествах; нельзя и шагу ступить, чтобы на них не напороться. Шоколадки и флаги, музыка, звучащая в аэропорту, – всё это Вольфганг Амадей. И тут я задался достаточно наивным вопросом: а где Гитлер, который, как известно, тоже местный персонаж? Каким образом удалось австрийцам сделать так, чтобы все просто-напросто забыли, что Адольф Шикельгрубер – здешний уроженец?.. Значит, подумал я, мы имеем дело с плодами огромной серьёзной работы. Которая в данном случае направлена на формирование имиджа страны для мирового сообщества.
Потом, года четыре назад, я был на Берлинском кинофестивале. Символом его в тот раз была сделана Марлен Дитрих. Напомню, отказавшаяся от того, что она немка, отрёкшаяся в годы нацизма от своей страны, не желавшая иметь с ней ничего общего. И как мне удалось выяснить, её соотечественники затратили весьма немалые средства для того, чтобы «откупить» этот бренд, для того чтобы Марлен Дитрих вновь могла ассоциироваться с Германией, с Берлином.
А разве то, что происходит с английской королевой, Букингемским дворцом, Виндзором, – не работа по поддержанию и развитию национального «супербренда» в Великобритании?!
И потом: каждая страна переживала разные, в том числе трагические, негативные этапы своей истории. Но сегодня они старательно стирают эти моменты. Не знаю точно, как им это удаётся, но одно могу сказать: это политтехнологии высочайшего уровня.
А теперь давайте посмотрим, что происходит с этой точки зрения в нашей стране. Кто мы для остального человечества? С какими личностями, с какими социокультурными брендами ассоциируемся сегодня мы – её граждане – в мировом масштабе? Я этими исследованиями также занимался. «Первым номером» идёт, конечно же, Владимир Владимирович Путин. По причинам вполне объяснимым и заслуженным. Как вы думаете, кто на втором месте? Сталин! А на третьем? Ленин! А дальше – Пётр Первый, Иван Грозный, Борис Ельцин… Есть в этом ряду и одна «безличностная» фигура – как бы анекдотично это ни звучало – медведь. Впрочем, чего удивляться или обижаться, если мишка у нас улетал в небо на Олимпиаде-80, если «Единая Россия» делает этого зверя своим партийным символом, но ведь известно, что медведь самый крупный хищник, проживающий на территории России.
Таким образом, за вычетом достаточно характерного представителя фауны, мы ассоциируемся так или иначе исключительно с политиками преимущественно жёсткого толка.
А где Гагарин, улыбка которого вообще забыта?! А где Чайковский? А где Пушкин, Толстой, Достоевский? Где вся великая отечественная культура с массой выдающихся имён и великих произведений?..
И ещё один немаловажный момент – нет ни одной женщины, с которой наша страна ассоциируется: только где-то во второй сотне этого списка появляются Анна Павлова, Валентина Терешкова, Любовь Орлова, Мария Шарапова… Так давайте приложим усилия к тому, чтобы в первых его строках появилась хотя бы одна женщина. Пускай даже на пару с мужчиной. Пускай даже безымянная «колхозница» из известной скульптурной композиции.
И на мой взгляд, одним из первых шагов в этом направлении, одним из первых звеньев в этой цепи может стать возрождение, возвращение в мировой художественный контекст, а по сути, новая жизнь скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Это безусловный шедевр, один из наиболее знаковых памятников целого столетия в нашей стране. Созданный для Брюссельской выставки и согласно изначальному замыслу запланированный к установке на высоте 60 метров, он должен был явиться настоящим могучим символом и одним из главных художественных объектов городского пространства. То же обстоятельство, что он всю свою жизнь просуществовал на 25-метровой высоте, что был перемещён на периферию города и в итоге потерян для Москвы, – всё это в очередной раз доказывает нашу поразительную беспечность по отношению к культурному наследию.
«Рабочего и колхозницы» уже пять лет, как вообще нет в природе: он разобран на куски, говорят, что какие-то сложнейшие конструкции монумента прогнили, и теперь никто не знает, как их восстановить. Периодически возникают некие разговоры о памятнике, но по большому счёту он никому не нужен. У нас то и дело собираются разного рода важные собрания на самом высоком уровне, на которых обсуждаются отдельные, частные, оторванные от общей стратегической задачи проблемы. Вот не так давно у президента решали, как мы будем развивать библиотеки. Дело, несомненно, важное, хотя внутреннее. Но возвращение «Рабочего и колхозницы», «улыбки Гагарина» мне представляется делом ничуть не менее важным.
Нужно понять одну вещь: до тех пор, пока в глазах всего мира мы остаёмся этакой страшилкой, ничего не будет. К нам не будут ездить туристы – кстати сказать, в последнее время уровень международного туризма в Россию падает. И это при том, что мы стали гораздо чище, что стали наконец убирать наши города… А интерес к стране уменьшается! Так всё потому, что ничего не делается для того, чтобы нас хоть как-то «подать». Отсутствует политика, направленная на то, чтобы русские бренды развивать.
Я не политтехнолог, не работник идеологического фронта – я просто человек, живущий в этой стране. Разве что в силу своей деятельности так или иначе связанный с пиаром. И по этой причине я чётко знаю: для того, чтобы я был востребован, меня нужно с потенциальным потребителем свести. И при этом не с негативной подачей, но с сугубо плюсовым «зарядом». Обо всём этом можно долго и красиво говорить и размышлять, но абстрактные разговоры неизменно останутся только лишь сотрясанием воздуха. Нужен действенный, живой, красивый поступок.
Итак, мы имеем давно уже разобранную скульптуру «Рабочий и колхозница», которую сегодня вроде бы думают собрать и вернуть на старое место, как об этом было сообщено по телевидению. Я же предлагаю сделать по-другому. Объявить градостроительный конкурс или конкурс среди архитекторов под условным названием «Вернём Москве «Рабочего и колхозницу». Или – «Найдём место «Рабочему и колхознице». Ведь Мухина в своё время предлагала установить скульптуру на Смоленской площади, шестидесятиметровую, и это была бы ещё одна из вершин города, абсолютно соразмерная и гармонирующая и со зданием МИДа и с гостиницей «Украина». Может быть, стоит вернуться к её идее. А может быть, попробовать поискать что-то новое, но в любом случае – не увозить этот скульптурный шедевр на выселки. У меня, кстати сказать, есть собственная и, по-моему, интересная идея по поводу места, которую я сейчас, естественно, не буду оглашать, – возможно, в результате конкурса будет принято решение установить статую именно там. И это будет, не побоюсь этого слова, фурор! Москва получит ещё один выдающийся туристический объект, привлекающий всех.
Ещё раз повторю, проект поиска нового места для «Рабочего и колхозницы» может быть только лишь первым шагом – но при этом шагом достаточно эффектным и громким – в большой государственной программе, направленной на формирование нового имиджа страны в окружающем её мире. А шагов этих в борьбе за глобальную национальную идею должно быть сделано много, причём не нужно ничего особенного изобретать, достаточно лишь внимательно осмотреться вокруг себя. И тогда сам собой напросится конкурс молодых российских модельеров под названием «Улыбка Гагарина».
А вот, к примеру, произведение Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник» – просто готовый учебник по брендингу. Пушкин, Пётр I, Санкт-Петербург, Нева и сам «Медный всадник» – перед нами сразу пять понятий, которые могут быть супербрендами. Я сейчас занимаюсь большой работой над экранизацией поэмы. А ведь такой фильм вполне мог бы быть встроен в общенациональный проект, получить государственную поддержку, патронат президента и так далее, поскольку мы имеем абсолютный, стопроцентный «наш продукт».
Я менее всего могу назвать себя ура-патриотом, это не моя тема, но в данном случае за державу действительно обидно. Снимаются «Ночные дозоры», делаются какие-то кальки с голливудских образцов, в то время как вот он – готовый материал для фильма-катастрофы да ещё с элементами фэнтези, но при этом базирующийся на сугубо национальном, мало того – на гениальном литературном материале.
Мы семьдесят лет «чистили себя» под Лениным. А сегодня никто не задумывается о том, что нужно чистить себя под кем-то. Нам нужно чиститься! Но почему эти мысли никому из властей предержащих не приходят в голову – я не понимаю.
Могу сказать, что для меня они окончательно сложились в чёткую систему, когда мой сын привёл меня – отнюдь не болельщика – на футбол. Это был матч ЦСКА – «Парма», в котором наша команда выиграла. И для меня этот поход явился совершеннейшим счастливым откровением. Я ощущал этот огромный стадион как страну. Как мы любили друг друга, как мы все были счастливы! И как же – со всей отчётливостью понял я – нам нужно иметь возможность радоваться своим победам, своим достижениям! В своё время писали о том, что улыбка Гагарина способна сделать куда больше, чем все переговоры политиков. Возникает доверие к стране. К стране, которая способна на высочайшие человеческие подвиги и победы. В которой умеют радоваться и любить. В которой живут замечательные талантливые люди, а не те, кого сегодня выдвигают в международных средствах массовой информации «ответственными» за русское лицо, – Березовский, Литвиненко и тому подобные.
То, что сегодня у нас практически ничего в этом направлении не делается, я переживаю как большую, не только общественную, но и личную проблему.
От «ЛГ». Мысли и предложения, высказанные П. Каплевичем, представляются нам чрезвычайно любопытными, свежими и главное – своевременными. Но ещё более интересной видится реакция на них наших читателей. Действительно ли так первостепенно необходимы нам сегодня новые (или хорошо забытые старые) российские культурные супербренды? Может ли быть «спозиционирована» в этом качестве и стать своего рода первой ласточкой знаменитая скульптура Веры Мухиной? Или, возможно, есть какие-то иные имена, понятия и явления, в большей степени претендующие на то, чтобы с их помощью начал формироваться принципиально новый имидж страны?
Ждём ваших откликов, идей, рассуждений и полемических соображений на сайте www.lgz.ru
Записал