В сухумском Государственном русском театре драмы им. Ф. А. Искандера состоялась премьера «Евгения Онегина». Пушкинское произведение относится к тем литературным шедеврам, которые можно перечитывать и заучивать бесконечно, хотя, казалось бы, особой интриги в романе нет, но если его читать «внутренним взором», то есть сердцем, с ним сложно расстаться. Театр поставил «энциклопедию русской жизни» этаким полетным росчерком, мы не видим декораций, на сцене всего лишь одна деревянная лавка и, конечно, свет. Денис Солнцев, как всегда, создал особую световую партитуру, одновременно бытовую и отчасти бестелесную. Еще в спектакле поразительный Ленский – тонкий, чистый и светлый. Саид Лазба сыграл именно поэта, в лирической тональности, без всякой аффектации. Татьяна Лоиды Тыркба совершенно разная, но больше всего ей удалась сцена письма. Мы именно почувствовали, услышали смятение, биение сердца, надежду души. Не менее сложная палитра чувств показана и Эмилем Петровым (Онегин). Ольге (Мадлена Барциц) терзания совести чужды, ее легкомыслие и беспечность, скажем так, эгоистично очаровательны. Сухумский Евгений Онегин получился камерным (он идет меньше полутора часов), в нем присутствует и этюдная легкость, и великое пушкинское слово, а это главное и основное достоинство спектакля в постановке Сергея Ефремова.
Но мои абхазские впечатления все-таки будут посвящены молодой актрисе Мадлене Барциц, нет, не ее Ольге, хотя она и здесь интересно выделяется, впрочем, как и везде, – хотелось бы сказать несколько слов о природе таланта артистки.
Первый раз я увидел Мадлену на фестивале в Крыму, куда театр из Абхазии привез свою «Электру» режиссера Артема Устинова. Тогда все, включая жюри, отдавшее ей приз за лучшую женскую роль, поразились прежде всего индивидуальности. На самом деле Барциц ни с кем не спутаешь, с ней очень трудно коллегам работать в очередь (в другом составе), спектакль с ее участием сразу приобретает свою образность и иные подтексты. Я уже не раз писал, что она из редкой породы актеров, ближе к неврастеникам, их почти нет среди женщин, это амплуа мужское и небезопасное. Сама актриса мне призналась, что мечтает примерить костюм Гамлета, что ее тянет на мужскую территорию лицедейства…
Мне кажется, что Мадлене тесен ее нынешний репертуар, хотя руководитель театра Ираклий Хинтба (официально генеральный директор) – человек, благодаря которому сегодня театральный Дом Фазиля Искандера не просто стал местом модным, желанным в республике, а наполнился каким-то трепетным воодушевлением, волнением, и он, как никто, ценит, понимает и пестует актерский дар Мадлены Барциц. В той же «Электре» мы увидели трагическую актрису, и это поразительно, подобные роли – прерогатива более старших по возрасту коллег. Та внутренняя острота и в то же время небывалая нежность, отчасти странность и порой сжигающий темперамент прекрасно должны ложиться на героинь и русской классики, и Теннесси Уильямса, но пока в ее жизни другие роли и образы.
Одна из последних ярких работ актрисы – Соня из того же премьерного спектакля режиссера Романа Кочержевского «Роман с кокаином» М. Агеева. Роль очень непростая, где от Барциц требуется огромный эмоциональный диапазон. Безусловно, один из главных инструментов Мадлены – ее редкий голос, низкий, с особым тембром, голос одновременно женщины и ребенка, голос, обладающий удивительным магическим действием. Даже блистательная оперная дива Хибла Герзмава, увидев Барциц на сцене, не смогла скрыть свое восхищение ею, а уж звезда мировой оперы наверняка знает цену истинному таланту.
Сама актриса не без иронии определила свое амплуа как печальное. И на самом деле темы роковой страсти, любви, разрыва, гибели для Мадлены близкие. Ее героини из «Кровавой свадьбы» Г. Лорки и «Сто лет одиночества» по Г. Маркесу в постановке Марии Романовой – женщины с трагической судьбой.
Актриса умеет быть сверхимпульсивной и беззащитно-нежной, экспрессивно- эмоциональной и по-детски тихой. И все-таки трагедия, причем античная трагедия, где требуется особое голосоведение, ритм, пластика, близка ей, но найдутся ли режиссеры, которые смогут это все оценить и использовать редкий дар? Повезет ли с репертуаром? Тот потенциал и то предназначение, которые в ней заложены, требуют серьезного подхода. Каждый талант нуждается не просто в поддержке, но, наверное, и в своего рода истинной оценке.
Как-то я услышал остроту о балетных критиках, которые, мол, выберут себе балерину, поставят ее на пьедестал и начинают сводить с ума дифирамбами. Согласен, доля правды в сей шутке имеется. Но здесь другой случай, хотя наша героиня достойна почетного возвышения, впрочем, другие актрисы этого театра тоже (женская часть труппы необычайно выразительна), но Барциц не сведешь с ума высокопарными речами и всякими туманами с комплиментами, для этого она слишком умна и самокритична. Ведь не зря каждую свою роль обязательно старается совершенствовать и доводить до того максимума, когда уходят шероховатости и всякого рода неточности. Видеть себя со стороны тоже дар, а для актера жизненно необходимый, но встречающийся, увы, крайне редко.
Мадлена Барциц обладает и этим талантом, и талантом настоящего труженика и перфекциониста.