Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 октября 2023 г.
Культура

Печальное амплуа Мадлены Барциц

13 октября 2023
Фото: Эльза Чанба

В сухумском Государственном русском театре драмы им. Ф. А. Искандера состоялась премьера «Евгения Онегина». Пушкинское произведение относится к тем литературным шедеврам, которые можно перечитывать и заучивать бесконечно, хотя, казалось бы, особой интриги в романе нет, но если его читать «внутренним взором», то есть сердцем, с ним сложно расстаться. Театр поставил «энциклопедию русской жизни» этаким полетным росчерком, мы не видим декораций, на сцене всего лишь одна деревянная лавка и, конечно, свет. Денис Солнцев, как всегда, создал особую световую партитуру, одновременно бытовую и отчасти бестелесную. Еще в спектакле поразительный Ленский – тонкий, чистый и светлый. Саид Лазба сыграл именно поэта, в лирической тональности, без всякой аффектации. Татьяна Лоиды Тыркба совершенно разная, но больше всего ей удалась сцена письма. Мы именно почувствовали, услышали смятение, биение сердца, надежду души. Не менее сложная палитра чувств показана и Эмилем Петровым (Онегин). Ольге (Мадлена Барциц) терзания совести чужды, ее легкомыслие и беспечность, скажем так, эгоистично очаровательны. Сухумский Евгений Онегин получился камерным (он идет меньше полутора часов), в нем присутствует и этюдная легкость, и великое пушкинское слово, а это главное и основное достоинство спектакля в постановке Сергея Ефремова.

Но мои абхазские впечатления все-таки будут посвящены молодой актрисе Мадлене Барциц, нет, не ее Ольге, хотя она и здесь интересно выделяется, впрочем, как и везде, – хотелось бы сказать несколько слов о природе таланта артистки.

Первый раз я увидел Мадлену на фестивале в Крыму, куда театр из Абхазии привез свою «Электру» режиссера Артема Устинова. Тогда все, включая жюри, отдавшее ей приз за лучшую женскую роль, поразились прежде всего индивидуальности. На самом деле Барциц ни с кем не спутаешь, с ней очень трудно коллегам работать в очередь (в другом составе), спектакль с ее участием сразу приобретает свою образность и иные подтексты. Я уже не раз писал, что она из редкой породы актеров, ближе к неврастеникам, их почти нет среди женщин, это амплуа мужское и небезопасное. Сама актриса мне призналась, что мечтает примерить костюм Гамлета, что ее тянет на мужскую территорию лицедейства…

Ольга (Мадлена Барциц) / Фото: Эльза Чанба

Мне кажется, что Мадлене тесен ее нынешний репертуар, хотя руководитель театра Ираклий Хинтба (официально генеральный директор) – человек, благодаря которому сегодня театральный Дом Фазиля Искандера не просто стал местом модным, желанным в республике, а наполнился каким-то трепетным воодушевлением, волнением, и он, как никто, ценит, понимает и пестует актерский дар Мадлены Барциц. В той же «Электре» мы увидели трагическую актрису, и это поразительно, подобные роли – прерогатива более старших по возрасту коллег. Та внутренняя острота и в то же время небывалая нежность, отчасти странность и порой сжигающий темперамент прекрасно должны ложиться на героинь и русской классики, и Теннесси Уильямса, но пока в ее жизни другие роли и образы. 

Одна из последних ярких работ актрисы – Соня из того же премьерного спектакля режиссера Романа Кочержевского «Роман с кокаином» М. Агеева. Роль очень непростая, где от Барциц требуется огромный эмоциональный диапазон. Безусловно, один из главных инструментов Мадлены – ее редкий голос, низкий, с особым тембром, голос одновременно женщины и ребенка, голос, обладающий удивительным магическим действием. Даже блистательная оперная дива Хибла Герзмава, увидев Барциц на сцене, не смогла скрыть свое восхищение ею, а уж звезда мировой оперы наверняка знает цену истинному таланту.

Мадлена Барциц (Соня) / Фото: Эльза Чанба

Сама актриса не без иронии определила свое амплуа как печальное. И на самом деле темы роковой страсти, любви, разрыва, гибели для Мадлены близкие. Ее героини из «Кровавой свадьбы» Г. Лорки и «Сто лет одиночества» по Г. Маркесу в постановке Марии Романовой – женщины с трагической судьбой.

Актриса умеет быть сверхимпульсивной и беззащитно-нежной, экспрессивно- эмоциональной и по-детски тихой. И все-таки трагедия, причем античная трагедия, где требуется особое голосоведение, ритм, пластика, близка ей, но найдутся ли режиссеры, которые смогут это все оценить и использовать редкий дар? Повезет ли с репертуаром? Тот потенциал и то предназначение, которые в ней заложены, требуют серьезного подхода. Каждый талант нуждается не просто в поддержке, но, наверное, и в своего рода истинной оценке.

Как-то я услышал остроту о балетных критиках, которые, мол, выберут себе балерину, поставят ее на пьедестал и начинают сводить с ума дифирамбами. Согласен, доля правды в сей шутке имеется. Но здесь другой случай, хотя наша героиня достойна почетного возвышения, впрочем, другие актрисы этого театра тоже (женская часть труппы необычайно выразительна), но Барциц не сведешь с ума высокопарными речами и всякими туманами с комплиментами, для этого она слишком умна и самокритична. Ведь не зря каждую свою роль обязательно старается совершенствовать и доводить до того максимума, когда уходят шероховатости и всякого рода неточности. Видеть себя со стороны тоже дар, а для актера жизненно необходимый, но встречающийся, увы, крайне редко.

 Мадлена Барциц обладает и этим талантом, и талантом настоящего труженика и перфекциониста.


Тэги: Театр Премьера
Обсудить в группе Telegram

Александр Геннадьев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS