На моей памяти конкурсов исполнителей на духовых инструментах, получавших общественный резонанс, внимание деятелей культуры и, конечно, самих участников, совсем немного. Поскольку интерес к духовым инструментам в нашей стране невелик, концерты даже международного уровня артистов проходят без ажиотажа и общественно значимых последствий. А конкурсы, даже вполне солидные по уровню и интернациональному составу, как, например, в Казани, петербургский Конкурс им. Е.А. Мравинского или традиционные конкурсы Московской консерватории не избалованы интересом ни публики, ни журналистов, ни критиков. Но имя Ивана Пантелеевича Мозговенко обладает особой притягательностью, артистическим статусом, обаянием. Оттого и фестиваль получился славным, удачным, с высокой профессиональной планкой и очень дружественной атмосферой, став вдобавок неожиданно значительным событием в музыкальной жизни России.
Конкурс проходил в нескольких номинациях: ученики детских музыкальных школ и школ искусств до 13 лет и с 14 до 16; учащиеся специальных школ и колледжей до 16 лет; старшая возрастная группа – до 27 лет. В состав жюри вошли видные музыкальные деятели из России, Франции, Венгрии, США, Австралии и Латвии. В русле фестиваля провели мастер-классы Мартиньш Цирценис, Кирилл Рыбаков, Виктор Кулык, Алан Вивиан, Иштван Варга и Филипп Купер. Иван Пантелеевич присутствовал везде как почётный член жюри и как заинтересованный, внимательный слушатель.
По своему тридцатилетнему опыту знаю: педагог успешен не только тогда, когда воспитал хорошего артиста. Ученики хотят быть хоть в чём-то на него похожими – в восприятии жизни, этических представлениях, эстетических предпочтениях. И что в общении с учениками невозможно быть «педагогом на час» – в классе, на репетиции, на спектакле, концерте, потому что они принимают, осваивают или, напротив, отторгают способ существования учителя, предлагаемые им модели поведения, оттенки общения. Все ли ученики Мозговенко усвоили и эти уроки? Утверждать не возьмусь, он преподаёт почти семьдесят лет. Но, полагаю, многие. И не только ученики.
После отборочного I тура во всех группах конкурировали самые сильные участники, это определило общий высокий уровень конкурса. И вот – награждение победителей в Большом зале Московской консерватории. Собрались не менее тысячи человек, заняты весь партер и амфитеатр! Здесь, наконец, назову имена победителей. В двух номинациях младших кларнетистов лауреатами I премии стали Георг Козловский (ФРГ), София Мехоношина (РФ), Рокас Макстутис (Литва). II премию получили Дик Лукас (Великобритания), Анна Катенина (РФ), третью – Василий Потаманов (РФ) и Василий Бецис (РФ).
Конечно, члены жюри симпатизировали малышам, набравшимся храбрости в свои восемь-девять лет выйти на такое ответственное состязание. Они и впрямь были обаятельны и симпатичны, но конкурс есть конкурс, а духовой инструмент, кроме одарённости, требует сил и выносливости. Ну да не беда, поиграть в такой компании тоже дорогого стоит!
Во взрослой группе соревнование было более драматичным, играли уже состоявшиеся профессионалы – солисты, артисты оркестров, – борьба амбиций, школ, сценического опыта, интерпретаций… Но, кажется, к судейству претензий не возникло, хотя III премия в этой номинации не присуждена. I премии удостоен Лев Журавский, II – Александр Удалов. Первый из Петербурга, второй из Москвы.
Кроме премий, вручены ценнейшие для исполнителей призы – инструменты, кларнеты от французской фирмы «Buffet» и американского члена жюри Юан Гао.
Нельзя не назвать здесь людей и организации, без которых этот чудесный конкурс-фестиваль никак не мог бы состояться. Это генеральный партнёр конкурса – Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт»; поддержавшие конкурсные мероприятия Департамент культуры города Москвы, Российская академия музыки им. Гнесиных, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Новые имена» им. И.Н. Вороновой при содействии президента фонда, народного артиста России Дениса Мацуева, Реставрационно-производственный центр духовых инструментов «Ателье Гончарова», Культурно-образовательный центр Юрия Башмета, Региональная детская общественная организация содействия социокультурному развитию личности «Балакиревцы», член совета директоров «Феррум-СПС» Павел Янович Курош, французские фирмы деревянных духовых инструментов «Buffet Crampon» и «Vandoren Paris», чьим почётным членом является Иван Пантелеевич, Государственный камерный оркестр России под руководством Алексея Уткина.
Благодарность им и поклон! Благодарность и поклоны артистам, выступившим на торжественных концертах конкурса: Михаилу Воскресенскому, Духовому квинтету Большого театра, Квартету Большого театра под руководством Михаила Цинмана, Николаю Агееву, Юрию Фаворину, Кириллу Рыбакову, Игорю Фёдорову, камерному оркестру «Премьера» и Арсению Кондрашину – внуку Ивана Пантелеевича
Валерий Березин,
доктор искусствоведения,
профессор Московской консерватории
«ЛГ»-досье
Мозговенко не баловень судьбы, он из семьи раскулаченных, сосланных на Урал, где в бараке, в холоде, среди болот прошло его детство. Там же в самодеятельном оркестре – случайно! – увидел кларнет, стал заниматься музыкой. В 1939 году поступил в Свердловское музыкальное училище, в 1946-м в Институт им. Гнесиных. Между этими датами – фронт, в составе Уральского добровольческого танкового корпуса дошёл до Берлина, кавалер многих наград. А уже в 1951-м начал преподавать в Институте им. Гнесиных, тогда же удостоен первой премии на Международном конкурсе в Берлине.
И так по сей день учит он и детей, и студентов в Московской специальной музыкальной школе и Российской академии музыки им. Гнесиных. В числе его выпускников – 4 народных артиста, 11 заслуженных, 7 профессоров, более 30 победителей престижных конкурсов. И играл наш Иван Пантелеевич с замечательными музыкантами – С. Рихтером, М. Ростроповичем, М. Юдиной, В. Клиберном, квартетами имени Бородина, Глинки, Прокофьева, исполнил немало премьер современных композиторов, его приглашали к сотрудничеству виднейшие дирижёры. Я же осмелюсь утверждать, что музыкальные таланты – лишь одна, может быть, и не главная сторона его натуры, потому что он человек тёплый, внимательный, дружелюбный, неравнодушный. И хотя бывал в иных ситуациях бескомпромиссным, жёстким и невероятно требовательным, его не только уважают, его любят, а это уже совсем другая сторона. В этом, кажется, и весь секрет удачи конкурса-фестиваля, его притягательности, атмосферы, организации. И того особого искреннего тона, который прозвучал в поздравлениях официальных и дружеских – от администрации Президента РФ, министра культуры РФ В. Мединского и руководителя Департамента культуры г. Москвы А. Кибовского, от главы Республики Калмыкия – родины Ивана Пантелеевича, знаменитых музыкантов В. Спивакова, Д. Мацуева, Т. Сохиева, Е. Мечетиной, Е. Кисина, французского виртуоза Ф. Купера, которого Мозговенко поддержал на первом в его карьере конкурсе в Праге, и множества других поклонников и добрых друзей.