Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Пепел на наши головы

01 января 2007

ОПРОС

Грандиозные последствия извержения исландского вулкана с труднопроизносимым названием привели в недоумение едва ли не всё «цивилизованное» человечество. Не так-то легко современному человеку смириться с тем, что его комфорт и благополучие по-прежнему зависят от «прихотей» природы.

Валерий СОЛОВЕЙ, философ:

– Извержение наглядно продемонстрировало, что человечеству надо смиреннее относиться к своим техническим достижениям и возможностям, которые оно явно переоценивает. Банальное по мощности извержение относительно небольшого и отдалённого вулкана ввергло в паралич практически всю авиационно-транспортную систему Европы. Это, с одной стороны, неопровержимо указывает на ограниченность наших возможностей, а с другой, предупреждает, с какими вызовами нам придётся столкнуться в будущем. Ведь по ряду геофизических и метеорологических прогнозов, опубликованных ещё несколько лет назад, нас ожидает волна вулканической активности.

Последние 200–300 лет человечество, по крайней мере европейская его часть, жило в относительном комфорте, не сталкивалось с серьёзными природными катаклизмами. Но наступает время, когда надо думать об этой перспективе и соизмерить техническую мощь цивилизации, как выяснилось, весьма хрупкую, с силами природы, которые могут её уничтожить. Я бы не сказал, что у меня апокалиптические настроения, но задуматься есть о чём.

Под вопрос поставлен и весь глобализационный вектор развития человечества. Ведь более мощное извержение вулкана в той же Исландии может привести к тому, что авиасообщение между Европой и Северной Америкой будет прервано на полвека. Вот тогда всерьёз можно будет ощутить, что глобализация имеет и свои отрицательные стороны.

Пока же, думаю, всё будет развиваться так же, как прежде. Человечество, особенно европейская его часть, склонно очень быстро забывать неприятности.

Валерий БАДОВ, политолог:

– Когда Европу накрыли облака вулканического пепла, думаю, многим вспомнилась картина «Последний день Помпеи». И хотя в данном случае большой трагедии не произошло, природа нам напомнила, насколько хрупка техносфера, насколько ограничено её могущество. Нынешние научные разработки не позволяют ограничивать такие явления, как вулканическая деятельность. Да и возможны ли они вообще?

На Западе тарифы на авиаперелёты находятся в очень жёстких тисках государственного регулирования. Это объясняется тем, что авиационные услуги сегодня – не только коммерция, но и социальные коммуникации. 50–60 тысяч авиарейсов ежедневно совершаются в мире, современный авиалайнер для европейцев и американцев приблизился по социальной значимости к такому транспорту, как автомобиль. Не так давно я увидел рекламу в римском метро, где цена авиаперелёта в Вену составляла всего 29 евро… Государства в такой ситуации не могут отдать столь важную отрасль на откуп частным компаниям.

У нас пока всё иначе – при постоянном падении качества услуг, при старении авиапарка мы имеем регулярный рост тарифов. Это говорит о том, что люди, случайно завладевшие авиационными активами страны, стараются обогатиться на них по максимуму, не принимая во внимание, какую роль играет авиация в современном мире. Если бы пепельное облако всерьёз накрыло Россию, экономические последствия у нас были бы не слишком ощутимы в силу низкого объёма авиаперевозок. Но гордиться тут нечем. На сегодняшний день закрыты сотни местных авиалиний, а две трети россиян не могут себе позволить пользоваться этим видом транспорта.

И всё же исландский вулкан поставил вопрос: до какой степени человечество может развивать ту же авиаиндустрию, делая её главным средством коммуникации? До недавнего времени идея прогресса главенствовала в наших головах. Однако постепенно мы приходим к пониманию, что допустимый предел роста мировой экономики уже близок. И я считаю вполне вероятным, что не в столь далёком будущем человечеству придётся перераспределить транспортные потоки, в частности частично вернувшись с небес «на грешную землю».

СУММА ПРОПИСЬЮ

Как уверял один из героев фильма «Мюнхгаузен», во всём есть и хорошая сторона. И действительно, стоит далёкому исландскому вулкану ещё немного «поднапрячься», и у бедняков, не выезжающих дальше своих 6 соток, станет меньше поводов завидовать богатым путешественникам, привыкшим проводить выходные на экзотических островах или альпийских курортах.

У нынешней ситуации два варианта развития. Или всё очень быстро вернётся на круги своя. Или, если вулкан и его сородичи не успокоятся, состоятельной части человечества придётся пересесть с авиалайнеров на поезда и корабли и искать в этом «хорошие стороны». Судя по всему, на более глобальные выводы и перемены человечество пока не готово. Несмотря на весь пепел, осыпавшийся на головы.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS