Фильм Ридли Скотта не вызвал большого энтузиазма международного легиона поклонников первого фильма, но набирает кассу в неплохом темпе. Не боясь спойлеров, напомним события обоих блокбастеров.
Римский император Марк Аврелий желает назначить преемником победоносного полководца Максимуса (Рассел Кроу), чтобы тот передал власть сенату, однако сын правителя Коммод (Хоакин Феникс) втайне убивает отца, восходит на трон и приказывает уничтожить отказавшегося присягнуть ему воителя, но Максимус остаётся в живых, поневоле попадает в гладиаторы и получает такую популярность в местном популюсе, что коварный Коммод, не решившись отдать приказ об устранении непокорного подданного, вызывает его на поединок, подозрительно родственный тому, на который Лаэрт вызвал датского принца.
Во второй серии римляне под предводительством Марка Акация (Педро Паскаль) берут приступом последний свободный африканский город, защитниками которого командует выросший племянник Коммода Луций (Пол Мескал), отправленный матерью в Африку подальше от рук своего дяди и почему-то не возвращённый в Рим после его гибели на упомянутой дуэли (по идее он должен быть сыном Максимуса, но создатели фильма темнят). Пленённый Луций, подобно предполагемому отцу, силком направляется в лудус (школу гладиаторов), где приобретает столь же громкую славу. Римом в это время уже правят два комических психа Каракалла (Фред Хечингер) и Гета (Джозеф Куинн), которых Скотт аттестует как реинкарнации вскормленных волчицей Ромула и Рема. Акаций участвует в неудачном заговоре против этих придурков, и его ссылают в тот же римский лудус, где вынуждают биться с Луцием, но каждый щадит соперника, и Марка по знаку Каракаллы убивают преторианцы. Далее Каракалла ликвидирует Гету, Каракаллу убивает возвышенный им бывший раб и работорговец Макрин (Дензел Вашингтон), а Макрина в очередном поединке закалывает Луций, вопреки всем историческим данным провозглашающий республику.
В роли императора Геты Джозеф Куинн
Прохладный приём новой картины «деда» Ридли подкованными блогерами и кинопрессой обьясняется прежде всего тем, что он ученически, если не рабски подражает первому и не вносит в его структуру ничего оригинального – опять противостояние хорошего героя и плохого императора, разве Максимус словно раздвоился на двух не то чтобы Минимусов, но не на тех героев, которых надеялись увидеть подкованные зрители. К Мескалу и Паскалю претензий нет, однако их суммарная харизма и приданные их персонажам военные качества заметно уступают тем, которыми был наделён герой Рассела Кроу, что снизило силу сопереживания видевших первого «Гладиатора». Ответственность во многом ложится на сценарий Дэвида Скарпы, страдающий теми же недостатками, которые были в его же скрипте провалившегося «Наполена», – неуверенностью и неубедительностью, усугублёнными режиссёром. Взять, к примеру, интересно прописанную фигуру Макрина, сыграть которого Скотт из политкорректности пригласил замечательного актёра, но при этом афроамериканца, хотя среди римской знати отродясь не бывало чернокожих выходцев из Африки, как не могло быть евреев в верхушке Третьего рейха: кто был ничем, не мог стать всем, как случилось в советском третьем Риме.
Между тем зрительской массе историческая реальность не указ, она подчиняется лишь законам массового восприятия кино, а они в «Гладиаторе-2» соблюдены настолько, насколько устроители гладиаторских игр соблюдали неписаные правила постановки зрелищных боёв. Широкого зрителя надо впечатлить – и вот вам штурм города со стороны моря таранными триремами, с которых на стены бросаются легионеры, вот горящие стрелы, выпускаемые лучниками, вот метательные машины, швыряющиеся огромными снарядами, а вот триремы в наполненном водой (!) Колизее, где шныряют гигантские акулы, пожирающие сброшенных в воду бойцов (жаль, правда, что нет схваток между зубастыми рыбами и вооружёнными до зубов гладиаторами). И это ещё не всё – видали ль вы на экране боевых носорогов с закованными в латы наездниками? А орду адских бабуинов, которых побеждает команда Луция, перегрызшего глотку их вожаку?! Разве мало для того, чтобы второй «Гладиатор» принёс прибыль продюсерам, вложившим в него, как пишут, аж 250 миллионов долларов, уже собрав 220 из необходимых пятисот с нелишним?
Другое мнение в статье: "Трампист Ридли Скотт?"