Беседу вела Ирина Устинова
Этой осенью Донецк стал площадкой Международного фестиваля креативных индустрий «Звёзды над Донбассом», собравшего более 400 деятелей культуры. Предлагаем вниманию читателей беседу-рефлексию на прошедший форум – диалог рождения новой культурной реальности с его участниками – поэтом Александром Пелевиным и пианисткой Галиной Жуковой. Два разных взгляда на одну правду – каким должно быть искусство во время исторического перелома, какую роль оно играет сегодня в Донбассе, почему в Донецке нужно говорить не о войне, а о любви.
– Александр, недавно вам было присвоено высокое звание амбассадора фестиваля «Звёзды над Донбассом». Как фестиваль изменился за прошедшие с момента его основания 7 лет? Александр, Галина, что для вас лично значит эта сцена сегодня, особенно в этот раз, когда фестиваль вернулся в Донецк и собрал рекордное число участников?

А.П. Я на фестивале действительно с первого дня, с 2019 года, и этим по праву горжусь. Помню, как всё начиналось: два десятка писателей-фантастов приехали в непризнанную тогда ещё Донецкую Народную Республику, вызвав тем самым мощнейшее бурление среди творческой интеллигенции с Большой земли. Одни кричали: «Как вы посмели нарушить территориальную целостность Украины», другие – «Сдался вам этот Донбасс, он сейчас никому неинтересен». А уже через несколько лет первые с проклятиями покинули нашу страну, а вторые теперь вещают с телеэкранов, что всегда были с Донбассом. А мы продолжаем делать грандиозный праздник искусств для жителей израненной земли. И конечно, для себя – ведь это нужно не только жителям Донбасса, но и нам, пришельцам с Большой земли: чтобы насытиться этим воздухом, зарядиться от этих людей стойкостью и невероятным характером.

Г.Ж. Фестивалей в стране проходит огромное количество, как и форумов. Даже такой термин есть – «форумобесие», когда одни и те же люди в дорогой обуви вещают одно и то же на разных площадках, меняя лишь галстуки, костюмы и брошки. «Звёзды над Донбассом», к счастью, фестиваль совсем иного свойства. Я поняла это сразу, как только попала на него в 2024-м, увидев информацию в канале моего любимого поэта Анны Долгаревой. Для меня это была первая поездка в новые регионы – давно собиралась, и благодаря председателю Общественной палаты ДНР и учредителю фестиваля Александру Кофману всё случилось, за что ему большое спасибо. У Александра атомная работоспособность и бурная фантазия (неудивительно – в друзьях столько маститых писателей-фантастов), поэтому ставит он себе и команде задачи космического масштаба: собрать на творческий фестиваль на воюющей земле более 500 очень творческих людей, каждый из которых лучше знает, как управлять вселенной. На протяжении всей фестивальной недели было много внезапного, и это хорошо. Сами собой образовывались неформальные связи, позволяющие «выруливать» из организационных трудностей объективного характера. Этому способствовали осознание общих ценностей и задач и, конечно же, команда фестиваля – программный директор Мария Медушева, прекрасные волонтёры и наш звёздный куратор музыкальной программы Наталья Власенко. «Звёзды над Донбассом» завершились, но мы продолжаем работу – в чатах, переписках, новых планах и проектах. Много трудностей ещё впереди, но мы справимся.
– Как сегодня лучше строить диалог поэзии и музыки, чтобы быть воспринятым современным зрителем? В чём потребность современной аудитории, каков её запрос?
А.П. Современная публика хочет ответов на сложные вопросы. Эти ответы не могут быть простыми. Они будут рождаться в сложном синтезе искусств, в смелом эксперименте. Они станут плодами культуры как дикого дерева, растущего на нашей, русской почве. Искусство должно быть свободным, качественным и красивым. Эстетика превыше этики. Недопустимо лишь потакание врагу, предательство страны, лизоблюдство перед теми, кто убивает твоих братьев.
Г.Ж. Я считаю, что не надо подстраиваться под аудиторию, её надо формировать. Это принципиальная позиция. Только так возможны настоящий рост и расцвет в любой культуре. Поэтому сложное обязательно должно присутствовать в том или ином виде. Но при этом не надо забывать, что самое сложное в искусстве – это простота.
– В нынешнее время к голосу творца прислушиваются с особым вниманием. У искусства помимо эстетической есть и гражданская, просветительская миссия. В чём она заключается? В чём вы видите главную задачу поэта сегодня – быть летописцем, проповедником, трибуном? Или, может, кем-то другим?
А.П. Главное – постоянно работать над собой, не стоять на одном месте. Читатель растёт, надо расти вместе с ним. У нас только-только наконец появляется новая русская культура, какой она должна быть, и на этом пути её ждёт много опасностей. К этим опасностям надо быть готовым.
Г.Ж. Артисты должны быть там, где творится история, если они настоящие, а не так, мимо проходили. Роль культуры сегодня во многом терапевтическая. Важно творческое осмысление не только больших исторических разломов, но и судеб, подвига, мироощущения простых людей – как в наиболее удачных образцах военной прозы и поэзии последних лет.
– Фестиваль – яркое ежегодное событие, но культура – ежедневная работа. Что, по-вашему, необходимо для поддержания культурной жизни? Это касается не только новых регионов. Какие проекты помимо фестивалей могли бы стать точками роста?
А.П. Концерты, выставки, поэтические вечера... Всё это уже есть, всё это растёт и развивается, у нас уже заложен качественный фундамент, и на нём уже появляются первые крепкие постройки. Будем строить дальше. Вообще же больше внимания стоит уделять культуре неформальной, андеграундной. Из неё вырастают настоящие бриллианты.
Г.Ж. Думаю, что нашим мастерам культуры надо научиться лучше слышать друг друга. Это касается не только воссоединённых территорий, но и в целом культурной ситуации в стране. Избегать столичного снобизма, с одной стороны, и провинциальной местечковости, с другой. Важны баланс и понимание, что не всё определяется числом и охватами. Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи – очень правильная мысль. В этом контексте то, что после фестиваля участники возвращаются в свои города и страны немного другими, способными достучаться, донести до людей правильные смыслы, наверное, самый важный результат.
– Что в последнее время стало для вас источником новых идей и эмоций? Возможно, книга, фильм, встреча или просто здешний пейзаж?
А.П. Источником идей и эмоций становится вообще всё. Кот на диване, голубь за окном, петербургские домики, донбасские степи, горы Кавказа. Даже музыка, телевидение, даже какая-нибудь глупая шутка, оброненная собеседником – всё это тщательно складывается в творческую копилку. Моя новая повесть «Никто не умрёт» будет состоять по большей части именно из этих «копилок».
Г.Ж. Из последних моментов – запомнилось солнце над Донецком, и реактивный чёрный беспилотник хищно-обтекаемой формы, очень высокотехнологичный, низко-низко летящий прямо в ярко-синем небе. Пока это рутина для дончан. Приметы мирной жизни, частью которой является открытое миру творчество во всём его буйном многообразии – безусловно, возвращаются, и это отрадный факт. Но время требует честного отношения к себе и к происходящему, искреннего высказывания, которое иногда может задеть, чтобы разбудить, напомнить о важном. Люди, способные на такое высказывание, были на фестивале – и среди участников, и среди зрителей. Это мои прекрасные коллеги-музыканты Марианна Васильева и Сергей Летов, авторы-исполнители Илья Оленев и Андрей Павлов, прозаики и поэты – как донецкие, так и с «Большой земли» – авторы сборников и книг. Было очень много новых книг – в том числе детских. Литература как стержень культурного события – это очень правильный ракурс, который, я надеюсь, сохранится и в дальнейшем.
– Галина, вы исполняете классику, Александр, вы – читаете стихи перед самой разной аудиторией. Есть ли разница в восприятии публики здесь, в Донбассе, и, скажем, в столицах? В чём она проявляется? Чем обоснована разница?
А.П. Разница очевидна. В Москве и Петербурге иногда надо вставать в позу, буквально кричать, чтобы тебя услышали, чтобы преодолеть иногда стену непонимания перед людьми, для которых война где-то далеко. Это, конечно, не всегда: часто удаётся выступить и среди своих, например, в Петербурге, как бы его ни называли либеральным городом, очень много своих – волонтёров, военных, просто неравнодушных. Но в любом случае на Большой земле ты чаще говоришь о войне. А в Донбассе люди от войны устали. Им надо больше о любви, о творчестве, о символах. Больше тёплого, домашнего разговора.
Г.Ж. Если честно, не ощутила особенных различий. Музыка всё же универсальный язык, и, если ты им владеешь, к любой аудитории тебе так или иначе удаётся подобрать ключ.
– Название фестиваля – «Звёзды над Донбассом» – звучит символично и многослойно. Что лично для вас символизирует эта «звезда»? Это надежда, память, ориентир?
А.П. Для меня это вполне буквальное значение. На Донбассе небо низкое, звёзды яркие, их очень хорошо видно даже из города.
Г.Ж. Наверное, как у Леонардо Да Винчи – «Не оборачивается тот, кто устремлён к звёздам». Вектор, направленный в будущее, образ которого сейчас все так усердно ищут.
– На логотипе фестиваля самый заметный элемент – шахтёрский молот. У мэтра европейского музыкального авангарда Пьера Булеза есть такое известное сочинение – «Молоток без мастера». Можем ли мы сказать, что фестиваль в своей просветительской части – встречи со школьниками, студентами, мастер-классы – явился кузницей для молодых талантов в этом регионе? Планируете ли как-то помогать реализовать себя творческой молодёжи воссоединённых территорий?
А.П. Мастер-классы, лекции и в целом просветительская программа у фестиваля с каждым годом действительно расширяется, и это приносит результат. Прекрасный пример – молодёжное крыло нашей концертной бригады, которая стихийно сложилась после прошлого фестиваля и уже отработала не только в Донецке и Мариуполе, но и в Петербурге, Белгороде, Курске, Петрозаводске. Речь о студентах Белгородского государственного института искусств и культуры Ярославе Красникове и Денисе Федосенко. Они придумали и реализуют собственный проект «Под прицелом вдохновения» при поддержке губернатора Белгородской области. Похожие истории есть и в Мариуполе, и в Донецке – отрадно, что даже за неполные два года у ребят случились серьёзный творческий рост и развитие.
– Чем обусловлен выбор произведений для вашей программы на этом фестивале? Что вы хотели донести до аудитории в этом году?
А.П. Как уже и говорил, меньше о войне, больше о любви и творчестве.
Г.Ж. Фестивальные события проходили на разных площадках для разнообразной аудитории. Поэтому репертуар выбирали коллективно, исходя из логики построения концерта, сочетаемости произведений и жанров. Зачастую важен сам факт присутствия живой музыки – любой. Что почти у всех происходит – импровизированный интерактив, когда бойцы просят гитару, микрофон – спеть своё, прочесть свои любимые стихи, что-то сказать важное. С точки зрения выбора репертуара подходит всё, что вырывает из рутины, меняет картинку, переключает психику в другой режим.
– Искусство часто называют мостом между людьми и эпохами. Как вы считаете, что является главным посланием, которое культура сегодня может и должна передать тем, кто придёт после нас?
А.П. «Мы жили в великое время и делали то, что должно».
Г.Ж. «Не расчеловечивай людей, будь достоин своих учителей, не предавай и не продавай своей правды, совести и таланта. Тогда и только тогда враг будет разбит, и Победа будет за нами».