Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 октября 2015 г.
  4. № 40 (6528) (14.10.2015)
Литература Искусство

Перечитывая Чехова

Музыканты отметили юбилей великого русского писателя

14 октября 2015
Художник Алексей ТАЛИМОНОВ

Год литературы в России дал стимул к интересным творческим инициативам в сфере музыки. Некоторые артисты впервые открыли для себя, насколько тесно связаны эти виды искусства, и с осторожностью попробовали придумать литературно-музыкальные истории. Но Московскому государственному симфоническому оркестру для детей и юношества такие опыты привычны: тематические программы, посвящённые писателям и поэтам, – «ноу-хау» его худрука и главного дирижёра Дмитрия Орлова.

Пушкин, Л. Толстой, Гоголь, Есенин, Достоевский, Лермонтов – кто только за эти 27 лет существования оркестра не становился героем его концертов! В нынешнем сезоне хедлайнером стал Антон Чехов, к его 155-летию тщательно и с любовью составили программу, с успехом исполненную в течение сентября в семи залах столицы, в том числе в Большом зале консерватории, в «Оркестрионе»… Чеховская тема – поистине золотая жила для музыкантов. В рассказах и пьесах писателя щедро разбросаны упоминания о различных композиторах и их произведениях, порой он пытается через музыкальные ассоциации показать характер того или иного героя, как это мы видим в повести «Моя жизнь». Известны пристрастия Чехова – оперы Верди, симфонии Бетховена, романсы Глинки и Даргомыжского. Особая страница в его жизни – знакомство с творчеством, а затем и личные контакты с П.И. Чайковским, которому он посвятил сборник рассказов «Хмурые люди».

Богатую пищу для размышлений дают многочисленные музыкальные сочинения, созданные в XX веке на чеховские сюжеты. Опер и балетов – несть числа, причём к Чехову обращались не только в России, но и в Венгрии, Франции, Италии... Об этом всём по ходу концерта обстоятельно рассказывала музыковед Наталия Панасюк, помогая юным слушателям ориентироваться в лабиринте фактов и событий.

С учётом всех аспектов и выстроилась программа. Её открыла первая часть Шестой симфонии Чайковского, сыгранная страстно и мощно. На вопрос, почему выбор дирижёра пал именно на последний, предсмертный опус композитора, является ли он самым любимым из всех симфоний, Дмитрий Орлов пояснил: «Все симфонии – любимые. Мне очень нравится Первая симфония, а когда мы ездим за рубеж на гастроли, то всё время просят сыграть Четвёртую или Пятую симфонии. Шестая – самая глубокая, считаю её лучшей из всех. В ней наиболее отчётливо выражены борьба за жизнь, за счастье, за красоту, борьба, увы, не увенчивающаяся победой. Меня в этой музыке привлекает тонкий психологизм, что роднит её с Чеховым».

Своё место в концерте нашли такие популярные страницы мировой классики, как «Серенада» Шуберта и ария Виолетты из «Травиаты» в исполнении солистки оркестра Наталии Поляниновой, а также Аллегретто из Седьмой симфонии Бетховена.

Не обошли вниманием и кино: к настоящему моменту количество фильмов, снятых по произведениям Чехова, достигло уже трёх сотен, и представительствовал за этот жанр в концерте чудесный Вальс Евгения Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

Знаменитый монолог «Мы отдохнём» из пьесы «Дядя Ваня» был положен на музыку Рахманиновым: сумрачные тревожные гармонии подчеркнули пессимистический смысл слов, а инструментовка, специально выполненная для концерта, лишь усилила ощущение безнадёжности и недостижимости «неба в алмазах».

Деликатно имитировался глинкинский стиль в инструментовке романса «Я вас любил» Б. Шереметева. Оба сочинения, выразительно исполненные Романом Бобровым, стали московскими премьерами.

Романс «Червяк» Даргомыжского любим и артистами, и публикой, часто исполняется в оркестровой версии композитора Дмитрия Балакина. В нём также удачно солировал Роман Бобров, артистично, но не карикатурно изображая низкопоклонничество героя, готового ради материального благополучия закрыть глаза на амурную интрижку его сиятельства с собственной женой.

Подобные истории встречаются и на страницах чеховской прозы. «Анна на шее» послужила основой для балета «Анюта» Валерия Гаврилина, из которого прозвучали вальс и тарантелла, встреченные горячими аплодисментами публики.

Вспомнили и ещё один балет – «Чайку» Родиона Щедрина. Музыканты оркестра сделали всё, чтобы передать в звуках запутанность чувств героев в прелюдии (отметим замечательное соло флейты) и суету улиц Петербурга в интерлюдии. Эту выразительную, пропитанную телесной пластикой музыку, конечно, неплохо было бы сопроводить видеорядом, что облегчило бы юным слушателям вхождение в мир современной музыки. «Далеко не все столичные залы имеют нужные технические возможности, – ответил на мои соображения Дмитрий Орлов, – а аренда экрана, проектора – дополнительные немалые расходы. Но я согласен, что видео в современных условиях – важный компонент в общении с публикой».

Программа, безусловно, удалась, ещё раз продемонстрировав родителям и детям: мысли и чувства, заложенные в чеховской прозе, очень современны и интересны… Читайте книги, друзья!


Тэги: Музыка
Обсудить в группе Telegram

Евгения Кривицкая

Евгения Кривицкая, доктор искусствоведения, про... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я русская»

    16.10.2024
  • Сочи. «Сириус». Аплодисменты

    20.06.2024
  • Портал в мечту

    17.04.2023
  • Мемориальный концерт

    29.03.2023
  • Лекарь душ человеческих

    29.03.2023
  • Под сенью олимпийских муз

    801 голосов
  • Андрей Макаревич: «Я ненавижу конспирологию…»

    95 голосов
  • Вопиющие гласы

    79 голосов
  • Гений

    60 голосов
  • Чужих наречий погремушки

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS