К 90-летию Мастера, имя которого носит театр, в числе прочих мероприятий было задумано провести режиссёрскую лабораторию. Главный режиссёр «Ленкома» Алексей Франдетти предложил назвать её «Марка Марка».
Соискателей призвали поработать над экспликациями и современным сценическим прочтением пьес из режиссёрского портфеля легендарного Марка Захарова.
Как объявила куратор лаборатории театровед Мила Денёва, всего поступило около 100 заявок. В роли участников мероприятия выступили как студенты выпускных курсов театральных вузов, так и молодые, но опытные режиссёры, возглавляющие региональные театры.
В результате отбора был сформирован следующий лонг-лист:
Ю. Махаев и Б. Штейн. «Люди и птицы». Режиссёр – Арсений Мещеряков;
М. Фриш. «Бидерман и поджигатели». Режиссёр – Антон Понаровский;
М. Шатров. «Диктатура совести». Режиссёр – Дмитрий Максименков плюс команда «Эскизы в пространстве»;
И. Друцэ. «Хория». Режиссёр – Фамил Джавадов;
В. Азерников. «Чудак-человек». Режиссёр – Максим Меламедов;
М. Шатров. «Синие кони на красной траве». Режиссёр – Лев Северухин;
П. Бомарше. «Женитьба Фигаро». Режиссёр – Джемма Аветисян;
А. Рыбникова и П. Грушко. «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Режиссёр – Филипп Шкаев;
Г. Горин. «Тиль Уленшпигель». Режиссёр – Владимир Киммельман;
Д. Липскеров. «Школа для эмигрантов». Режиссёр – Иван Миневцев.
Из лонг-листа руководство театра выбрало пять названий для режиссёрских эскизов, которые представят публике в легендарном Белом зале «Ленкома» с октября по февраль 2024 года.
Первый показ состоялся 28 октября. Режиссёр Арсений Мещеряков показал фрагмент пьесы Ю. Махаева и Б. Штейна «Люди и птицы».
Спектакль был создан Марком Захаровым и Юрием Махаевым (художник – Олег Шейнцис) в 1980 году в рамках соцзаказа. Но молодому современному режиссёру было интересно найти собственную разгадку этой бытовой производственной истории и сделать её интересной современным артистам и зрителям. Пьеса о том, как молодой интеллигентный парень по имени Сеня Куликов приезжает на строительство БАМа и сталкивается с суровой правдой жизни и нелицеприятным начальством, казалось бы, не столь актуальна сегодня. Однако ленкомовцы под руководством молодого, но уже заявившего о себе в других российских театрах режиссёра сумели за две недели репетиций нащупать интересный сценический язык, который захватил как исполнителей, так и зрителей. 43 года назад в роли Сени на сцену выходил народный артист России Александр Сирин. Тогда он был так же молод, как Арсений Сергеев, который попытался примерить на себя роль строителя БАМа.
Лабораторный показ посетили как сами ленкомовцы во главе с директором Марком Варшавером, так и зрители, которые успели за пару часов расхватать на сайте места в небольшом Белом зале. Руководители «Ленкома» оценили первый опыт очень высоко и отметили, что несмотря на сложность «советской производственной темы», режиссёр и артисты сумели найти свой ключ к её прочтению. За 45 минут перед нами развернулась история далёкой бамовской стройки с характерными персонажами. Среди зрителей, пришедших на показ, было много молодёжи, и она проявила к спектаклю огромный интерес. Куратор лаборатории Мила Денёва, заместитель художественного руководителя Театра им. Маяковского, провела интересную дискуссию, в которой приняли самое активное участие зрители разных поколений, артисты и режиссёр.
Следующий показ состоится в конце ноября. Пьеса «Синие кони на красной траве» взята в работу режиссёром Львом Северухиным.
В театре уверены, что «новая режиссёрская кровь» необходима сегодня как артистам, так и театральному сообществу. В данном случае поиск новых форм популярной и некогда успешной драматургии оказался непростой, но крайне интересной задачей, решение которой будет зависеть от таланта участников ленкомовского эксперимента.
Далее на суд зрителей и театра представят фрагменты из пьес «Тиль Уленшпигель», «Школа для эмигрантов» и «Диктатура совести».
Ждём вас на новых показах лаборатории «Марка Марка» в «Ленкоме Марка Захарова»!