Леонид Бежин. Сад Иосифа. В 2 т. М. Книжный Клуб 36.6 2017 1000 экз.
Визуальное впечатление от книги: два увесистых тома, на обложке первого – здание органов госбезопасности на Лубянке, второго – Садовая могила в Иерусалиме. Идеальное сочетание наружного и глубинного, как определяющая роман черта монументальности, читающаяся во всём: во внешней оболочке, проблематике и философии. Последняя встроена в текст на самом искусном уровне: пронизывая всю его ткань от названия до эпилога, она рука об руку с историей ведёт за собой читателя, не перегружая его внимания и органично вплетаясь в действие.
Леонид Бежин ставит перед собой сложнейшую задачу: рассказать о переломном моменте в истории народа, которому суждено было пережить падение великой страны и начать строить на её руинах новую. Временной промежуток романа: весна 1979 – осень 2004-го, в течение этого времени читатель наблюдает за историей трёх поколений, что сближает «Сад Иосифа» с жанром семейной саги. За стремлением описать и осмыслить время прежде всего стоит рассказ о людях и судьбах. Герои романа, будь то члены семей Горшковых и Волковых или прогрессивная молодёжь в лице студентов, называющих себя «капитанами», находятся в постоянном движении, непрерывно встречая на своём пути самых разных персонажей, сквозь тонкую психологическую проработку которых так и сквозит колорит эпохи. Затянутая в секту и наделённая странным даром домработница, мечтающая об эмиграции еврейка, распространители запрещённой литературы, следователи с Малой Лубянки, музейные работники, участники чеченских войн и священнослужители – сменяют друг друга эпохи и режимы, а люди с их радостями и трагедиями остаются, чтобы предчувствовать, верить и ожидать.
Ожидание – один из лейтмотивов романа. Ожидание распада, безвременья, а после – чуда, подобного тому, которое случилось в саду Иосифа и непременно должно случиться вновь. У России есть возможность будущего, но подобно Христу, для того, чтобы пережить Воскрешение, вначале она должна взойти на Голгофу.
«Сад Иосифа» – хороший пример современной прозы, написанной в ключе дореволюционного русского романа. Обогащённый традицией ХХ века, но сохранивший классический психологизм XIX, он сочетает в себе лаконичную простоту языка и пристальное внимание к деталям, через которые читатель без труда прослеживает глубинные движения душ героев и источник их истинной мотивации.
Леонид Бежин – прозаик с именем, автор множества романов, писатель с потрясающей способностью подмечать парадоксы времени и человеческой души. Члены семьи ленинского тёзки, Владимира Ильича, преподавателя истории КПСС, обнаруживают большую радость, находя в себе черты персонажей «помещичьей» литературы – очаровательная Лиза в глазах отца и в своём воображении почти тургеневская девушка, её брат-смутьян Фёдор иронично сравнивает себя с героем из «Живого трупа» Толстого. Сам Владимир Ильич разбирается в книгах «лучше любого букиниста» и хранит у себя дома родословную дворянства 1787 года. Бронзовый Дзержинский, за заслуги подаренный восьмидесятилетнему полковнику Волкову, – снаружи покрыт позолотой, а внутри пуст и ломается от малейшего давления…
Обманчивы идеалы, нестабильны времена. Нерушимый Союз оборачивается разрухой… Но Россия – это не политический строй, Россия – это прежде всего люди, способные сквозь года и потери проносить жажду к жизни и веру в будущее. Этой верой пронизан финал романа: Россию ждёт воскресение, а пока укутанный во мрак Сад Иосифа замер в ожидании рассвета.
Юлия Шпитонкова