Что представляет собой типичная еженедельная программа на типичном центральном телеканале? Вот, например, из клубов дыма, поневоле заставляющих помянуть чёрта, появляется какой-нибудь провинциального вида вальяжный наглец, сообщающий утробным голосом торговца из пригородной электрички пикантные подробности о разнообразнейших телеуродах. Об их тележёнах и телелюбовниках, внебрачных детях и пластических операциях. И мы, что греха таить, поглядываем, отплёвываясь, в эту ватерклозетную скважину. И как-то незаметно превращаемся в быдло.
А в это время на канале «Культура», последнем оплоте того, что ещё можно признать телевизионным искусством, молодой человек с безукоризненным пробором и аристократическими манерами, которые в стране победившего телепролетариата почему-то прочно ассоциируются со всякого рода нетрадиционной ориентацией, ненавязчиво размышляет вслух о техногенных угрозах в современном мегаполисе, о плёсском периоде жизни и творчества Исаака Левитана, об истории морского пиратства и о Вальтере Скотте. Молодой человек, как вы уже, возможно, догадались, это Иннокентий Иванов, а передача – его авторский проект «Сферы». В эту пятницу подсчитал с удивлением, что высокопрофессиональные «Сферы» выходят на «Культуре» уже более восьми лет. Значит, вот уже восемь лет я не вынужденный вуайерист, а вполне достойный человек. Упрощаю, конечно. Но знаете ли, как это полезно – проводить вечера не среди кривляющихся мутантов, а в порядочном обществе. Ведь благодаря изобретению Зворыкина и хорошие манеры могут передаваться на расстоянии.