Ястребы и голуби холодной войны. – М.: Алгоритм: Эксмо, 2009. – 224 с.
Книга известного политика и журналиста Георгия Арбатова – своего рода галерея первых лиц Советского государства со времён хрущёвской «оттепели» до развала СССР.
Надо сразу отметить, что автору, бывшему непосредственным свидетелем и участником описываемых событий, по большей части удаётся придерживаться спокойного, взвешенного тона. Может быть, потому, что прошедшие 18 постсоветских лет – как раз та временная дистанция, которая позволяет говорить о советской эпохе и её лидерах с известной степенью объективности.
Тем не менее автор, чистосердечно признавшийся почти в самом конце книги в своих «болельщицких» симпатиях к партии «Яблоко», порой делает выводы, которые для многих сегодня покажутся неожиданными.
Так, в его трактовке Михаил Горбачёв вполне себе положительный исторический персонаж. И даже «самый выдающийся… советский государственный деятель второй половины XX века». «Горбачёв завершил… трагическую и бесславную войну в Афганистане и не начал ни одной новой войны, не спровоцировал ни одного международного кризиса», – читаем в книге. А последовавшие после распада СССР и социалистического лагеря кровавые конфликты, некоторые из них до сих пор находятся в состоянии дремлющего вулкана? Видимо, эти «недочёты» по логике автора стоит списать на «разрушителя Ельцина», который испортил все здравые начинания перестроечного времени. Даже если принять эту весьма сомнительную логику, сам собой возникает вопрос: как же мог «хороший» и умный Горбачёв допустить приход к власти «нехорошего» Ельцина?!
Наиболее убедительные страницы книги посвящены, на мой взгляд, описанию апогея застоя, когда менее чем за три года страна «проводила в последний путь» трёх лидеров. К началу 80-х годов я был школьником начальных классов. Вспоминаю, как по школе прошёл слух о некоем мальчике, кричавшем на перемене: «Ура, Черненко умер, опять учиться не будем!» Мальчика этого, опять же по слухам, из школы выгнали. Однако частота, с которой в школах отменялись занятия по причине очередного всесоюзного траура, вызывала недоумение даже у нас, второклашек. Что уж говорить о взрослых.
«Вспоминая тогдашнюю ситуацию, я могу оценить её как полное безвременье, предельный упадок, символом которых стали появления на телеэкранах в начале марта 1985 года поднятого со смертного одра и под руки подведённого к объективу телекамеры Черненко… Эти кадры обошли весь мир, по много раз прогонялись по телевидению как, видимо, желанное для наших недругов свидетельство нашей немощи, даже агонии», – пишет Арбатов.
И продолжает: страна настолько устала «от безликости и серости руководства», что «ещё одного Черненко» просто не выдержала бы. И этот вывод звучит вполне убедительно. Однако, как мы знаем сегодня, не выдержала страна и весьма деятельного Горбачёва. И это в очередной раз заставляет задуматься о том, а возможен ли был благополучный выход из застоя? И сможет ли нынешняя Россия избавиться от унаследованных ею разрушительных болезней СССР?