Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 мая 2022 г.
Искусство Культура

Перекличка памяти

Мировая премьера «Военной кантаты» Давида Кривицкого на стихи Арсения Тарковского

18 мая 2022
Овации после минуты молчания


В Большом зале Московской консерватории завершился Х Международный открытый фестиваль искусств «Дню Победы посвящается…».

 

Десятый, традиционный. И в данном контексте прилагательное «традиционный» приобретает целую гамму дополнительных оттенков и смыслов. Особенно когда читаешь эпиграф нынешнего фестиваля: «Нам дороги эти позабыть нельзя…» Собственно, этим всё и сказано.

Ведущий концерта Пётр Татарицкий, обладатель, возможно, самого красивого и проникновенного голоса, вносившего в атмосферу концерта свою эмоциональную краску, назвал художественного руководителя и вдохновителя фестиваля Александра Соловьёва настоящим подвижником. И этим тоже всё сказано.

Программу концерта-закрытия представлял Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан под управлением его главного дирижёра Дмитрия Крюкова. Приезд оркестра в Москву осуществлён при поддержке главы Республики Башкортостан Радия Хабирова, и, как отметил генеральный директор НСО РБ Артур Назиуллин, это было важной частью всероссийского турне к 30-летнему юбилею коллектива, отмечаемому в мае 2022 года.

Не случайно программа открывалась симфонической поэмой «Салават» Загира Исмагилова, рисующей эпический образ башкирского национального героя-батыра. Невольно вспомнились «Неуловимые мстители». Неудержимый бег сотни коней, сменяющийся лирической народной песней, перерастающей в гимн любви – любви, ради которой и умереть не жаль. И снова кони уносятся вдаль в диком вихре бешеной скачки…

Скажем сразу. Оркестр показал себя с наилучшей стороны, звучал слаженно, выразительно, поражая разнообразием динамических нюансировок. И искушённая московская публика отвечала на каждое произведение искренними и продолжительными заслуженными овациями!

Пятая симфония Сергея Прокофьева получилась по-восточному роскошной и яркой. Написанная в 1944 году, она самим композитором трактовалась как «симфония величия человеческого духа». Между тем трагически-надрывная III часть оставила самое глубокое впечатление. Чувствовалась страшная поступь смерти, слышались плач и стоны. И вздох… Словно хрупкий росток, пробившийся сквозь трещину в мёртвом асфальте. Воистину торжество жизни, возрождённой в стремительном беге времени в IV части, образно перекликающейся с «Салаватом»!

Но настоящей кульминацией программы – если не всего фестиваля – стала мировая премьера «Военной кантаты» Давида Кривицкого, осуществлённая благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Давид Кривицкий – композитор, о творчестве которого снова и снова хочется повторять: «Обязательно к всеобщему изучению».

Он родился в 1937 году и вспоминал: «1945 год. Нас, малышей, поступивших в первый класс Специальной музыкальной школы города Киева, смотрящих на жизнь «с улыбкой на устах», повезли на первую в нашей жизни групповую экскурсию. Киев был в развалинах… Ведущий объявил: «А сейчас, дети, вы увидите Бабий Яр… Подойдя к нему, я взял в руку щепотку земли. Ощущение было таким, что сегодня, более пятидесяти лет, прошедших с того момента, мне представляется живым и животрепещущим. Это была жирная земля, перемешанная с костями, кровью погибших». Страшный урок запомнился на всю жизнь. Процитированные строки взяты из предисловия к опере-оратории «Бабий Яр», в 2017 году звучавшей в рамках V фестиваля «Дню Победы посвящается…».

«Военная кантата» написана на стихи Арсения Тарковского, и буквально с самого начала комок застревает в горле. «Перекличка памяти с судьбой», как писал Тарковский. И конечно, с оперой-ораторией «Бабий Яр».

«Я знаю час, когда начнут войну…» И как будто грянул этот жуткий час! Потусторонний голос виброфона, монолог бас-кларнета, молитва скрипки, колокольный звон… И над всем этим девичьи невесомые голоса…

В исполнении принимали участие детский хор «Пионерия» имени Г.А. Струве под руководством Елены Веремеенко, женская группа Камерного хора Московской консерватории (художественный руководитель Александр Соловьёв) и солист «Геликон-оперы» Дмитрий Хромов.

Дочь композитора Евгения Кривицкая отметила: «Давид Кривицкий не услышал свою музыку при жизни. Но сегодня она будет звучать. И будет звучать в преддверии его 85-летия. Это такой очень символический момент. И ещё. Во время Великой Отечественной мой отец, будучи маленьким мальчиком, оказался в эвакуации со своими родителями в Уфе. И вот через много десятилетий этот эпизод его биографии, можно сказать, срифмовался с сегодняшним концертом. Причём мы сначала решили, что оркестр Башкортостана приедет сюда на фестиваль. А потом я уже внимательно перечитала биографию своего отца и обнаружила такую «перекличку». «Военная кантата» – это такая рефлексия на тему страшных событий войны. Это не иллюстрация, это философское размышление, это попытка пре­достеречь, дать какие-то ответы на собственные вопросы. Для меня сегодняшняя премьера – тоже акт памяти!»

В свою очередь Дмитрий Крюков ещё во время работы над партитурой сказал очень важные слова: «Это сочинение удивительной глубины и силы, поражающее предельно точным соответствием музыки со стихами Арсения Тарковского. Соединение философских размышлений гениальных авторов о жизни и смерти, трагедии, жертве, патриотизме и подвиге народа навевает мысль о том, что это сочинение могло бы называться «Русским Реквиемом».

DIXI! И этим всё сказано!

 

Тэги: Мария Залесская
Обсудить в группе Telegram

Мария Залесская

писательница, историк, музыковед, биограф, журн... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Когда Слово – Дело

    07.09.2022
  • Мастер-класс длиною в столетие

    08.06.2022
  • Гармония противоположностей

    30.03.2022
  • Назад в будущее

    16.03.2022
  • Парадоксы любви

    02.03.2022
  • Композитор нашего времени

    22 голосов
  • Гаврилиным спасаясь…

    19 голосов
  • Слова и музыка Сергея Прокофьева

    17 голосов
  • Аккомпанировать самой жизни

    15 голосов
  • Толстой был бы доволен, или

    14 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS