В Большом зале Московской консерватории завершился Х Международный открытый фестиваль искусств «Дню Победы посвящается…».
Десятый, традиционный. И в данном контексте прилагательное «традиционный» приобретает целую гамму дополнительных оттенков и смыслов. Особенно когда читаешь эпиграф нынешнего фестиваля: «Нам дороги эти позабыть нельзя…» Собственно, этим всё и сказано.
Ведущий концерта Пётр Татарицкий, обладатель, возможно, самого красивого и проникновенного голоса, вносившего в атмосферу концерта свою эмоциональную краску, назвал художественного руководителя и вдохновителя фестиваля Александра Соловьёва настоящим подвижником. И этим тоже всё сказано.
Программу концерта-закрытия представлял Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан под управлением его главного дирижёра Дмитрия Крюкова. Приезд оркестра в Москву осуществлён при поддержке главы Республики Башкортостан Радия Хабирова, и, как отметил генеральный директор НСО РБ Артур Назиуллин, это было важной частью всероссийского турне к 30-летнему юбилею коллектива, отмечаемому в мае 2022 года.
Не случайно программа открывалась симфонической поэмой «Салават» Загира Исмагилова, рисующей эпический образ башкирского национального героя-батыра. Невольно вспомнились «Неуловимые мстители». Неудержимый бег сотни коней, сменяющийся лирической народной песней, перерастающей в гимн любви – любви, ради которой и умереть не жаль. И снова кони уносятся вдаль в диком вихре бешеной скачки…
Скажем сразу. Оркестр показал себя с наилучшей стороны, звучал слаженно, выразительно, поражая разнообразием динамических нюансировок. И искушённая московская публика отвечала на каждое произведение искренними и продолжительными заслуженными овациями!
Пятая симфония Сергея Прокофьева получилась по-восточному роскошной и яркой. Написанная в 1944 году, она самим композитором трактовалась как «симфония величия человеческого духа». Между тем трагически-надрывная III часть оставила самое глубокое впечатление. Чувствовалась страшная поступь смерти, слышались плач и стоны. И вздох… Словно хрупкий росток, пробившийся сквозь трещину в мёртвом асфальте. Воистину торжество жизни, возрождённой в стремительном беге времени в IV части, образно перекликающейся с «Салаватом»!
Но настоящей кульминацией программы – если не всего фестиваля – стала мировая премьера «Военной кантаты» Давида Кривицкого, осуществлённая благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Давид Кривицкий – композитор, о творчестве которого снова и снова хочется повторять: «Обязательно к всеобщему изучению».
Он родился в 1937 году и вспоминал: «1945 год. Нас, малышей, поступивших в первый класс Специальной музыкальной школы города Киева, смотрящих на жизнь «с улыбкой на устах», повезли на первую в нашей жизни групповую экскурсию. Киев был в развалинах… Ведущий объявил: «А сейчас, дети, вы увидите Бабий Яр… Подойдя к нему, я взял в руку щепотку земли. Ощущение было таким, что сегодня, более пятидесяти лет, прошедших с того момента, мне представляется живым и животрепещущим. Это была жирная земля, перемешанная с костями, кровью погибших». Страшный урок запомнился на всю жизнь. Процитированные строки взяты из предисловия к опере-оратории «Бабий Яр», в 2017 году звучавшей в рамках V фестиваля «Дню Победы посвящается…».
«Военная кантата» написана на стихи Арсения Тарковского, и буквально с самого начала комок застревает в горле. «Перекличка памяти с судьбой», как писал Тарковский. И конечно, с оперой-ораторией «Бабий Яр».
«Я знаю час, когда начнут войну…» И как будто грянул этот жуткий час! Потусторонний голос виброфона, монолог бас-кларнета, молитва скрипки, колокольный звон… И над всем этим девичьи невесомые голоса…
В исполнении принимали участие детский хор «Пионерия» имени Г.А. Струве под руководством Елены Веремеенко, женская группа Камерного хора Московской консерватории (художественный руководитель Александр Соловьёв) и солист «Геликон-оперы» Дмитрий Хромов.
Дочь композитора Евгения Кривицкая отметила: «Давид Кривицкий не услышал свою музыку при жизни. Но сегодня она будет звучать. И будет звучать в преддверии его 85-летия. Это такой очень символический момент. И ещё. Во время Великой Отечественной мой отец, будучи маленьким мальчиком, оказался в эвакуации со своими родителями в Уфе. И вот через много десятилетий этот эпизод его биографии, можно сказать, срифмовался с сегодняшним концертом. Причём мы сначала решили, что оркестр Башкортостана приедет сюда на фестиваль. А потом я уже внимательно перечитала биографию своего отца и обнаружила такую «перекличку». «Военная кантата» – это такая рефлексия на тему страшных событий войны. Это не иллюстрация, это философское размышление, это попытка предостеречь, дать какие-то ответы на собственные вопросы. Для меня сегодняшняя премьера – тоже акт памяти!»
В свою очередь Дмитрий Крюков ещё во время работы над партитурой сказал очень важные слова: «Это сочинение удивительной глубины и силы, поражающее предельно точным соответствием музыки со стихами Арсения Тарковского. Соединение философских размышлений гениальных авторов о жизни и смерти, трагедии, жертве, патриотизме и подвиге народа навевает мысль о том, что это сочинение могло бы называться «Русским Реквиемом».
DIXI! И этим всё сказано!