Черт дёрнул меня после очередной экранизации знаменитого романа Агаты Кристи, недавно осуществлённой Кеннетом Браной, посмотреть старый фильм Джона Гиллермина с Питером Устиновым в роли Пуаро, а также с Миа Фэрроу, Бетт Дейвис, Джейн Биркин и другими первоклассными артистами в остальных ролях. И что же выяснилось?
Первое, что в 1978 году артисты играли гораздо лучше, чем нынешние. Впрочем, они в этом не виноваты. Виновато второе обстоятельство. Тогда так беззастенчиво в угоду политической конъюнктуре не уродовали художественное произведение – первоисточник. Что же натворили сценарист Майкл Грин и режиссёр Кеннет Брана с романом Агаты Кристи?
Они кардинально переписали биографии многих персонажей, начиная с самого Эркюля Пуаро, который в исполнении Браны превратился в красавца-супермена, романтического «инвалида» войны. Писательницу Оттенборн с дочкой он сделал негритянками, коварного управляющего богатствами главной героини – индусом, а богачка-американка Мэри ван Шулер превратилась в лесбиянку с коммунистическими взглядами. Так были решены все проблемы с новыми оскаровскими стандартами, но разрушена изящная конструкция Агаты Кристи. В результате такой фальсификации классической детективной истории (ну как чернокожие в начале XX века могли входить в британский истеблишмент?) она воспринимается несерьёзно.
В новой версии понравилась только Эмма Маккей в роли страстной, коварной Жаклин (Джеки), просто потому что она хорошая актриса с великолепными данными, и работа оператора Хариса Замбарлукоса, который порадовал пейзажами Древнего Египта. Важное отличие от первоисточника в том, что лента Браны начисто лишена критической социальной подоплёки, которая всегда есть в произведениях Агаты Кристи. Она беспощадно изобличала нравы британской и европейской элиты, Пуаро Агаты Кристи не столько расследует преступления, сколько обнаруживает их причины, вскрывая пороки властвующего класса. В исполнении выдающегося актёра (русского по происхождению) Питера Устинова это и происходит, а фильм Кеннета Браны – просто детектив с экзотическими персонажами, совершающими экзотические преступления в экзотической местности в непонятно какое экзотическое время.
И ещё одно соображение, которое, правда, не имеет отношения к качеству экранизаций Кристи, а касается мира, созданного самой знаменитой представительницей этого жанра. Как же жесток и вероломен описанный великой Агатой английский высший свет! С какой лёгкостью и изощрённостью и как много людей там убивают. И в основном из-за денег, и делают это вполне приличные на вид люди. Сколько затаённой ненависти, алчности, зависти, злобы обнаруживается в английских шкафах со скелетами. И миллионы читателей и зрителей (в первую очередь англичан) воспринимают это как нечто само собой разумеющееся. У нас одной смерти хватит на целый роман, в котором большая часть к тому же будет посвящена угрызениям совести, а тут целых пять трупов в течение суток, а в «Десяти негритятах» их десять, а в «Восточном экспрессе» жертва одна, зато убийц целых двенадцать.
И ведь не гражданская война, и не наши лихие 90-е.