Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 марта 2022 г.
  4. № 12 (6826) (23.03.2022)
Культура

Перелицовка Агаты Кристи

«Смерть на Ниле» в московских кинотеатрах

23 марта 2022
Кеннет Брана – режиссёр  и исполнитель роли Эркюля Пуаро

Черт дёрнул меня после очередной экранизации знаменитого романа Агаты Кристи, недавно осуществлённой Кеннетом Браной, посмотреть старый фильм Джона Гиллермина с Питером Устиновым в роли Пуаро, а также с Миа Фэрроу, Бетт Дейвис, Джейн Биркин и другими первоклассными артистами в остальных ролях. И что же выяснилось?

 

Первое, что в 1978 году артисты играли гораздо лучше, чем нынешние. Впрочем, они в этом не виноваты. Виновато второе обстоятельство. Тогда так беззастенчиво в угоду политической конъюнктуре не уродовали художественное произведение – первоисточник. Что же натворили сценарист Майкл Грин и режиссёр Кеннет Брана с романом Агаты Кристи?

Они кардинально переписали биографии многих персонажей, начиная с самого Эркюля Пуаро, который в исполнении Браны превратился в красавца-супермена, романтического «инвалида» войны. Писательницу Оттенборн с дочкой он сделал негритянками, коварного управляющего богатствами главной героини – индусом, а богачка-американка Мэри ван Шулер превратилась в лесбиянку с коммунистическими взглядами. Так были решены все проблемы с новыми оскаровскими стандартами, но разрушена изящная конструкция Агаты Кристи. В результате такой фальсификации классической детективной истории (ну как чернокожие в начале XX века могли входить в британский истеблишмент?) она воспринимается несерьёзно.

В новой версии понравилась только Эмма Маккей в роли страстной, коварной Жаклин (Джеки), просто потому что она хорошая актриса с великолепными данными, и работа оператора Хариса Замбарлукоса, который порадовал пейзажами Древнего Египта. Важное отличие от первоисточника в том, что лента Браны начисто лишена критической социальной подоплёки, которая всегда есть в произведениях Агаты Кристи. Она беспощадно изобличала нравы британской и европейской элиты, Пуаро Агаты Кристи не столько расследует преступления, сколько обнаруживает их причины, вскрывая пороки властвующего класса. В исполнении выдающегося актёра (русского по происхождению) Питера Устинова это и происходит, а фильм Кеннета Браны – просто детектив с экзотическими персонажами, совершающими экзотические преступления в экзотической местности в непонятно какое экзотическое время.

И ещё одно соображение, которое, правда, не имеет отношения к качеству экранизаций Кристи, а касается мира, созданного самой знаменитой представительницей этого жанра. Как же жесток и вероломен описанный великой Агатой английский высший свет! С какой лёгкостью и изощрённостью и как много людей там убивают. И в основном из-за денег, и делают это вполне приличные на вид люди. Сколько затаённой ненависти, алчности, зависти, злобы обнаруживается в английских шкафах со скелетами. И миллионы читателей и зрителей (в первую очередь англичан) воспринимают это как нечто само собой разумеющееся. У нас одной смерти хватит на целый роман, в котором большая часть к тому же будет посвящена угрызениям совести, а тут целых пять трупов в течение суток, а в «Десяти негритятах» их десять, а в «Восточном экспрессе» жертва одна, зато убийц целых двенадцать.

И ведь не гражданская война, и не наши лихие 90-е.

 

Тэги: Премьера
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS