Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 октября 2016 г.
  4. № 40 (6570) (12.10.2016)
Телеведение

Пересоленное мороженое

12 октября 2016
Игорь Угольников, Екатерина Гусева, Егор Бероев, Алексей Гуськов в сериале «Тонкий лёд»

Сериал «Тонкий лёд» с успехом прошёл на Первом канале



Анонсы соблазняли лицами любимых ещё с «дореволюционных времён» артистов (Владимир Гостюхин, Андрей Руденский) и прославившихся позднее (Екатерина Гусева, Алексей Гуськов, Егор Бероев, Игорь Угольников). И сценарий написан не какими-то безвестными халтурщиками, а очень даже известным писателем и опытным драматургом Алексеем Слаповским, и продюсер Джаник Файзиев, а также режиссёр Александр Франскевич-Лайе тоже отнюдь не из второго ряда. Всё предвещало полный успех…

История – манкая для ТВ. Деньги, любовь, страсть, развод, деление детей – всё почти как в «Анне Карениной». В сериале – современность, наши реалии, основанные на многих драмах в «высшем свете» – с судами, разделом имущества, активов и детей (более всех запомнилась бурно выплёскивавшаяся на ТВ ситуация с разводом Ольги Слуцкер). Сериальный «Каренин» – не крупный сановник, обуреваемый государственническими страстями и религиозными терзаниями, как у Толстого, а современный крупный предприниматель, строительный магнат и страшный человек Игорь Палагин (А. Гуськов). Вообще чиновники и предприниматели здесь редкостные мерзавцы. Продажные, лживые, жестокие, коварные. Того, кто не хочет играть по их правилам, они либо покупают, либо уничтожают. Поневоле задаёшься вопросом: что за капитализм такой мы построили? Но, разумеется, не обличение посткоммунистического строя было целью создателей сериала.

«Анна Каренина» (здесь Ирина Палагина) – не доведшая себя до самоубийства страдалица, а довольно сильная деловая женщина, муками совести особо не заморачивающаяся, гораздо более энергичная, чем Анна и чем здешний романтический «Вронский» (Гаврюшов). Она даже находит в себе силы идти в «логово зверя», в помощницы к смертельному врагу мужа – Кормухину. Этот образ – удача сценариста и отличная работа Игоря Угольникова, может быть, лучшая со времён «Ширли­Мырли», здесь его герой не уморительно смешной, а отвратительно зловещий. Видно, что актёр хорошо знает нравы нынешнего «высшего света». Любови, ревности, страсти в сериале отдано очень много места и времени, а более запомнились сценки, так сказать, из повседневной жизни большого бизнеса. Та, например, где Кормухин кормит Ирину апельсиновыми дольками со своей ладони – демонстрация принуждения, подчинения, уничтожения, в которую я поверил гораздо больше, чем в натуральное изнасилование в последних сериях. А вот в то, что позднее Кормухин как мальчишка влюбляется в Ирину, не поверилось: это что­то лишнее, надуманное. Таким, как герой Угольникова, доступны гораздо более молодые и свежие красавицы, которые бы не кочевряжились, а искренне полюбили его – таково обаяние власти денег и людей, ими облечённых.

Алексей Гуськов идёт более от себя, от ранее сыгранных им ролей. В «Таёжном романе», «Охоте на изюбря» и других замечательных фильмах он что­то похожее очень убедительно уже играл. Зверь с человеческими слабостями, человек со звериными страстями. А тут волей сценариста собрана вся аморалка, во всех вариантах. И драма обманутого мужа, и тирана, подчиняющего себе всё и вся, и откровенного подлеца, ревнивца, насильника, интригана, и раскаявшегося грешника, и убийцы, и жертвы… Слишком много в одном флаконе, чтобы поверить во все нагромождения его преображений. Перебор.

А у его обидчика (автогонщика и бизнесмена Гаврюшова), напротив, недобор. Егор Бероев – особенный артист, редкого, притягательно беззащитного обаяния. В его романтизм веришь, как и в то, что он мог так самозабвенно и жертвенно влюбиться в замужнюю женщину, принять её детей и самоотверженно служить этой своей новой семье. Но автор почти все действия и поступки Гаврюшова передал его компаньону­адвокату (Александр Пашков), а Бероеву только и остаётся, что ходить туда­сюда, смотреть своими необычными лучистыми глазами, разъезжать на мотоцикле и страдать. Вронский и Анна тут как будто поменялись местами.

Екатерина Гусева, конечно, очень красивая женщина и хорошая актриса, но поверить в то, что вокруг неё такие страсти­мордасти, как вокруг Настасьи Филипповны из «Идиота», не очень получается. Её героиня так, как она написана и сыграна, слишком рассудочная, благополучная, «правильная». Её внезапная любовь и последовавший уход из семьи, представленные вроде логичным следствием жизни с тоталитарным мужем, всё­таки вызывают вопросы. Мало того что она наставила супругу рога, так ещё хочет забрать детей вместе с деньгами в придачу. А как они, уже довольно большие, будут жить с чужим дядей и называть его папой? Этот вполне естественный вопрос задаёт ей Палагин. Но он же совершает по воле создателей сериала столько «невынужденных ошибок», бессмысленных злодейств, что диву даёшься.

А подлинным открытием сериала явилось исполнение роли Даши Викторией Масловой. Жена безвольного палагинского брата, любвеобильная красотка, владелица фитнес­клуба. Она – и циничная приспособленка, и влюблённая дура, и ловкая оторва, и верная подруга. Но во всех ипостасях и в их переплетении – живой современный человек. Через неё проходят и в ней отражаются все события этой перекрученной истории. Странное дело: в них не верится, а актрисе веришь. Вот что значит талантливо рождённый сценаристом характер и попадание актрисы в роль.

И таких удачных моментов и точных попаданий в сериале много. Но цельной, вовремя завершённой истории не получилось. Не восемь, а двенадцать серий, не одна развязка, а минимум три её варианта подряд, на любой вкус, до кучи. Чтобы был полный успех. Рейтинг.

В сериале есть сцена, в которой глава региона Черпаков (Владимир Гостюхин) заставляет Палагина пить переслащённый чай. Тот давится, но пьёт. В сериальном блюде специй временами так много (соли, перца, сахара, а также закрепителей, загустителей, заменителей), как будто повара не уверены в свежести и натуральности своего продукта. Но мы едим и нахваливаем.

Александр КОНДРАШОВ

Тэги: Премьера
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS