В Москве вышла книга члена-корреспондента Российской академии архитектуры и строительных наук, главного научного сотрудника НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств Инессы Слюньковой «Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи. Пересоздание наследия».
– Инесса Николаевна, «Лад» в своё время представлял вашу книгу о монастырях Беларуси. Теперь новая и не менее интересная работа. В чём отличие новой монографии от предыдущей?
– Работа посвящена другому периоду истории. Присоединённые после разделов Речи Посполитой земли получили название Западного края Российской империи, и вскоре здесь были развёрнуты церковно-строительные реформы, в эпицентре которых оказались земли Беларуси. Реформы ставили задачи государственного управления православной и инославными церквями, регламентации культового строительства, сооружения храмов как меры социальной реабилитации православного населения края.
– Что означает понятие «пересоздание наследия», поставленное в подзаголовке книги?
– Этой словесной формулой обозначаются результаты преобразований, выходящие за пределы замысла реформ. Ими стали, в частности, упразднение сотен ранее сложившихся монастырей и храмов, тотальная модернизация подавляющего числа церковных объектов и ансамблей среды. Доминанты монастырей и храмов в то время рассматривались не по отдельности, а только во взаимодействии с селом, городом, уездом, губернией. Таким образом, реформы XIX века приобретали решающее значение в плане преобразования предметной окружающей среды, историко-культурного пространства в масштабах целого края. Пересоздание наследия стало началом создания в то время национально артикулированной мифологии, а затем и научно обоснованной концепции истории Беларуси.
– Книга состоит из очерков по разным событиям истории тех лет. Означает ли это, что её следует рассматривать как некую документальную энциклопедию жизни Беларуси XIX века, раскрытую под углом церковно-строительных реформ?
– Не совсем так. Монография состоит из четырёх глав, каждая из которых посвящена своей проблеме. Новое церковное строительство (1780–1860-е). Приспособление как ведущая тема храмостроения в крае (1830–1900-е). Реконструкция православных монастырей Западного края и русские монастыри XIX века. Изучение, сохранение, реставрация памятников древности в XIX веке.
Фундаментальная наука располагает определённым инструментарием для постановки и решения актуальных социокультурных, архитектурных, художественных задач. Одна из них на сегодня – это модернизация наследия, замена подлинников искусства на «новоделы», изменение семантики историко-культурной предметной среды, созвучная истории церковно-строительных реформ XIX века. Данная монография раскрывает кризисные процессы архитектуры, связанные с разрушением ранее сложившейся традиции.
– Разрушение традиции – грустная тема. Зачем бередить раны, обнажать утраты белорусами уже в XIX веке значительной части своего историко-культурного наследия?
– Вопрос не из лёгких. Я белоруска и подобно многим моим соотечественникам хочу иметь как можно более внятное представление о процессах консолидации белорусской нации, формирования её материальной и духовной культуры. Существует в целом справедливое высказывание, что чрезмерное знание умножает скорби. Убеждена также, что преодоление скорбей умножает стойкость, удваивает силы. Тем более что с развитием художественной светской культуры в Беларуси XIX века всё обстояло гораздо лучше.
Белорусы по преимуществу народ консервативный, и в то же время в силу своего территориального положения Беларусь неизбежно оказывалась в сфере геополитических интересов соседних государств, на пике актуальных событий Востока и Запада, Европы и России. Практика архитектурного приспособления, модернизации храмовых святынь так или иначе прокладывала путь к обновлению самого искусства. Неудивительно, что такие представители искусства авангарда, как Казимир Малевич и Марк Шагал, начинали свой путь именно на белорусской земле, в Витебске.
– Чем объясняется огромный объём приложений в книге?
– В приложении даётся краткий аннотированный указатель более 500 храмов и монастырей, в разное время существовавших на территории современной Беларуси и порубежных земель, называвшихся Северо-Западным краем. Данные указателя наглядно свидетельствуют о единстве этих земель с точки зрения церковной истории.
Беседу вёл