Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 апреля 2024 г.
Культура

«Перестройка и гласность мешали Большому театру»

Легендарный танцовщик приоткрыл балетное закулисье

13 апреля 2024

Ирек Мухамедов был любимцем Юрия Григоровича, который специально для него создавал свои лучшие балеты. Когда после Большого театра он стал выступать в лондонском Королевском театре, британская пресса назвала его «величайшим танцовщиком - актером современной эпохи, которому в мире нет равных». Он выступал на главных сценах мира, создал свою труппу, ставил спектакли. Сегодня Ирек Мухамедов работает педагогом – репетитором балетной труппы парижской Оперы. Со знаменитым артистом встретился парижский собкор «ЛГ».

- Каким ветром пять лет назад вас занесло в Париж после блистательной карьеры в Москве, Лондоне, Афинах, Любляне, Гонконге, Варшаве и в других городах?

- Сам точно не знаю. Начиная с 2017 года, я стал свободным художником и пару раз меня приглашали в парижскую Оперу репетитором. В один прекрасный день тогдашний худрук балета Орели Дюпон предложила мне контракт, и в 2019 году я начал работать в ее труппе в качестве maître de ballet – то есть, педагогом – репетитором французских звезд - этуалей.

- Для каких спектаклей вы их готовили?

- Для классического репертуара и, прежде всего, постановок Рудольфа Нуреева – «Щелкунчика», «Лебединого озера», «Баядерки», а также других хореографов - одноактных балетов «Русские вечера», спектаклей «Красное и черное», «Майерлинг», «Манон», а совсем недавно - «Тщетной предосторожности» и «Жизель».

- В Большом и в Мариинском театрах педагоги не только репетируют с танцовщиками, но и опекают их с родительской заботой, болеют за подопечных, радуются их успехам, переживают неудачи. Ну а какая роль maître de ballet в парижской Опере?

- Здесь несколько по-другому. Нет такого, чтобы каждый maître de ballet отвечал за определенных артистов. Скажем, в «Тщетной предосторожности» участвовали всего два педагога, которые готовили шесть звездных пар звезд-этуалей для главных ролей. Надо сказать, что сейчас здесь нехватка домашних репетиторов и поэтому много приглашенных.

- Как складываются ваши отношения с этуалями -- у каждой свое видение партии, свои капризы и заморочки? Не возникают ли порой конфликты? Трудно ли найти общий язык?

- Первые пару лет мы с артистами притирались друг к другу, потому что, возможно, они не совсем мне доверяли. Постепенно меня оценили и полностью приняли. Однако на сцену выхожу не я, а танцовщик – так что за ним и последнее слово. Если ему подходит, что я предлагаю, он соглашается. Если нет, продолжаем совместный поиск. Не было такого, чтобы кто-то мне заявил: «Нет, я так делать не буду!» Возражали: «Этого не чувствую, давайте попробуем что-нибудь другое». В любом случае, всегда находили компромисс. Словом, отношения у нас сугубо профессиональные..

- Ну а после изнурительных репетиций идете иногда в бистро пропустить бокал красного, расслабиться, поговорить за жизнь?

- Такого нет, но, может, в этом моя вина. Отработав с полудня до шести вечера, я так устаю, что не до общения, хочется скорее вернуться домой. Танцовщики, конечно, собираются в своем кругу, но не с педагогами.

- Давайте вернемся к Рудольфу Нурееву, который оставил яркий след в истории мирового балета и, в частности, парижской Оперы. На протяжении четырех десятилетий основу ее классического репертуара составляют десяток его постановок – от «Лебединого озера» и «Спящей красавицы» до «Баядерки» и «Золушки». Нуреев здесь играет почти ту же роль, что и француз Мариус Петипа в России. Чем вы объясняете такую востребованность его спектаклей, которые в России не прижились? Наши артисты жалуются, что у Нуреева все слишком «наворочено», исполнять его «пируэты» тяжело. Да и Григорович – скажем прямо - был не слишком высокого мнения о его балетах.

- Действительно, его хореография трудная, заставляющая думать и расти – в плане и техники, и артистизма. У Рудольфа музыка всегда подчинена танцу. Тем не менее, французскому зрителю его балеты очень нравятся, он воспитан на них, их понимает и принимает. Нравятся его постановки и танцовщикам парижской Оперы.

- Вы полагаете, что танцовщика рождает хореограф. Примеры тому - Нуреев, Васильев, Лавровский, Владимиров. Вы сами выросли на таких канонических спектаклях Григоровича, как «Спартак», «Иван Грозный», «Ромео и Джульетта», а также «Золотой век», который Юрий Николаевич поставил специально для вас. Если Нуреев являл собой на сцене образ уточенного романтика, то вы - мужественного героя, рыцаря без страха и упрека.

- В каждом новом спектакле, в каждом новом образе танцовщик рождается как бы заново. С помощью хореографа он обновляет свою артистическую основу, совершенствуется. Убежден, что именно хореограф играет исключительную роль в его развитии.

- Имя вам сделал, прежде всего, Григорович. Вы говорили, что если бы Большой театр не гастролировал во всем мире, никто бы не услышал об Иреке Мухамедове.

- Из Большого я пришел в лондонский Королевский балет, где меня прекрасно знали как «артиста Ирека Мухамедова» – поэтому и оторвали, как говорится, с руками и ногами. Дальнейшая судьба зависит от самого танцовщика – либо он остается прежним, либо идет вперед, берет неизвестные вершины, принимает новую хореографию, занимается поиском не только как танцовщик, но и как артист.

- Вы родились под счастливой звездой. Минуя кордебалет, сразу стали солистом в Большом театре, а в 21 год оказались самым молодым исполнителем заглавной партии в «Спартаке».

- Действительно, в балете удача имеет огромное значение. Прежде всего, мне повезло, что в Московском хореографическом училище моим педагогом оказался Александр Прокофьев (среди его учеников - Андрис Лиепа, Алексей Фадеечев, Сергей Филин –Ю.К.). Именно он научил меня танцевать так, чтобы зрительный зал получал удовольствие. Затем мне повезло в Большом театре с Юрием Григоровичем, а потом в лондонском Королевском балете с Кеннетом Макмилланом, который опять-таки создавал специально для меня новые спектакли. (Мухамедов работал всего два года с Макмилланом, который имел во время премьеры «Майерлинга» прямо за кулисами – Ю.К.)

- Чем танцовщик талантливее, тем больше ему везет?

- Наверное, но на одном таланте далеко не уедешь. Так или иначе, сегодня продолжают существовать две великие школы – русская и французская. Именно русская растит в балете самые яркие индивидуальности. Артисты парижской Оперы - особенно этуали - танцуют очень чисто, аккуратно, начинают понимать, что помимо техники существует и артистическая сторона исполнения.

- В Большом вы танцевали с Натальей Бессмертновой, женой Григоровича, одной из величайших балерин России. Не волнительно ли было держать в руках жену своего начальника? Велика ответственность?

- Конечно, и благодаря такому стрессовому состоянию, я понял, что значит быть надежным партнером, как сделать так, чтобы балерина на сцене выглядела еще более невесомой и воздушной. И поэтому меня в любом театре считали одним из лучших партнеров.

- Каким образом грянувшая в Советском Союзе в 80-е годы перестройка, по вашим словам, мешала творческому росту Большого театра и чуть было не погубила вашу собственную карьеру?

- Я бы сказал - «перестройка и гласность», когда в театре пустились в бесплодные дискуссии, критиковали все подряд – даже если критиковать было нечего. Невозможно было понять, где правда, а где ложь. Вместо того чтобы готовить спектакли, мы заседали и митинговали. Творческий рост в Большом театре на моих глазах приостановился, когда принялись обсуждать на все лады Григоровича: «Почему он так долго сидит на своем месте? Почему у нас идут только его спектакли? Где другие хореографы, в том числе западные?» Когда же идет такой словесный абьюз, сводятся счеты, все выплескивается наружу, то в итоге исчезает артистический настрой и у постановщиков, и у танцовщиков. Действительно, других великих хореографов, как Григорович, в России не было и нет. Да и на Западе не хватает таких имен, как Кеннет Макмиллан, Джон Кранко, Джон Ноймайер, Рудольф Нуреев, Владимир Васильев или ваш покорный слуга (смеется). Поэтому и упал повсюду креативный уровень хореографии.

- Не хватает не только балетмейстеров, но и выдающихся исполнителей – какими мы помним Рудольфа Нуреева, Владимира Васильева, Майю Плисецкую, Наталью Бессмертнову?

-Я вижу достаточно отличных танцовщиков в разных театрах, но, может быть, сегодня нет постановщиков, которые могли бы полностью раскрыть их таланты. Поэтому и нет больше спектаклей, в которых зрители увидели бы «душой исполненный полет».

- Современный балет в парижской Опере теснит классику, или она все еще удерживает свои рубежи? Как известно, «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань. Не стоит ли классику танцевать на одной сцене, а модерн – на другой?

- В парижской Опере классика не сдает позиции, пользуется наибольшим успехом, хотя есть и много современных спектаклей, которые заполняют залы. Но ее новый худрук Хосе Мартинес включил в следующий сезон, прежде всего, много классики. Только пройдя ее школу, артист может исполнять все что угодно – модерн, контемпорари данс, рэп, брейк-данс и прочее.

- Вы выступали в ведущих театрах мира, сами ставили спектакли, создали свою труппу «Irek Mukhamedov and Company », занимали директорские посты. После такой бурной творческой жизни не скучно ли вам сегодня довольствоваться ролью педагога - наставника?

- Действительно, в искусстве меня все интересовало, я многое перепробовал в разных формах - руководил Греческим балетом и балетом Словении, ставил балеты – в том числе «Спартака» в Гонконге, мюзиклы, снимался в кино - сменил Нуреева в знаменитом сериале «Король и я». Но, в конце концов, я понял, что только в балетной студии я получаю настоящее удовольствие, могу показать себя, рассказать, что знаю - иными словами, помочь молодым исполнителям.

- У артистов самые сильные ощущения обычно связаны с успехом в театре: «и, взвившись, занавес шумит», счастливые зрители, рукоплескания, фейерверк цветов, толпа у театрального подъезда. Какие эмоции вы испытывали на сцене?

- Так оно и есть. Ничто не сравнится с триумфом на сцене, когда чувствуешь дыхание зала, восторг публики, сам находишься в состоянии эйфории… Если вдруг сегодня мне снова предложат выйти на сцену, сделаю это с огромным удовольствием.

Беседовал Юрий Коваленко, собкор «ЛГ», Париж

В ТЕМУ:

«Для меня в балете есть две главные школы, которые обогащают друг друга, — русская и французская. Первая — романтическая, эмоциональная, лирическая, вторая — гордится точностью и чистотой исполнения… Мы обогащаем друг друга».

Бывший худрук балетной труппы парижской Оперы Брижит Лефевр

Тэги: Интервью Балет Большой театр
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Русских хотели обречь на вымирание

    07.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «От нас всегда ждут чего-то неожиданного!»

    01.05.2025
  • Дранг нах Остен: как это было

    30.04.2025
  • Достойны воспевания

    19.04.2025
  • Эпитафия

    33 голосов
  • «Спящая красавица» проснулась в Казани

    24 голосов
  • Стрижено-брито...

    21 голосов
  • Двухсотлетний возмутитель спокойствия

    19 голосов
  • Свет памяти

    18 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS