Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Переулки, ведущие в вечность

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

Выставка Евгения Окса в Галерее живописного искусства

Красный трамвай. 1934Дочь художника Людмила Евгеньевна Окс вспоминает один эпизод подмосковного лета начала 50-х: «Мой отец идёт на этюды по тропинке в лес. За плечами складной мольберт, с которым не расстаётся с юношеской поры, – очень удобный, но… внешне чем-то напоминающий ружьё. Галки стремительно, с криком срываются с мест. «Глупые, не бойтесь», – смеётся он. Но птичья паника продолжается… Мне хочется, чтобы вы представили его вот таким – высоким, худым, в заношенном костюме и любимом потёртом берете, с мольбертом и этюдником за плечами, удаляющемся вглубь леса в поисках Прекрасного!» 

Евгений Окс (1899–1968) принадлежит к числу мастеров, чьё творчество не нашло общественного отзвука при жизни и осталось упущенной возможностью развития отечественной живописи ХХ века. Как некогда француз Клод Латур, Окс был вторично открыт лишь в 1990-х, и интерес к его наследию возрастает год от года. Сегодня его искусство котируется на арт-рынке практически на одном уровне с именами самых известных его современников. 

Основная часть наследия Окса относится к кругу лирического пейзажа в стиле импрессионизма и постимпрессионизма, к недвусмысленно реалистической струе этого направления. Авангард, ставший адекватным художественным языком ХХ столетия, был ему принципиально чужд, за исключением небольшой и очень кратковременной дани занесённому из Германии в начале 30-х экспрессионизму. Последовательный импрессионистский, колористический, живописный подход к натуре предопределил рано выявившееся и постепенно всё нараставшее его расхождение с пропагандистски-лакировочной доминантой советского искусства, хотя в номинальные рамки соцреализма в его буквальном, изначальном смысле творчество художника укладывалось вполне и лучшие его работы, достойные Третьяковской галереи, представляют собой так и не реализованное, но вполне возможное направление в нём. Невостребованным художника сделали, скорее, общественные условия времени, а поступиться своими выстраданными творческими принципами он себе не позволил. Причины тому, надо полагать, коренятся в годах детства и юности, в условиях формирования и становления личности. 

Автопортрет на синем фоне. 1928Он родился в интеллигентной творческой семье в Санкт-Петербурге. Отец – земский врач и общественный деятель-просветитель, по чьим книгам училось не одно поколение медиков. Мать – известная оперная певица рубежа веков, блиставшая на российской и зарубежной сценах, пока её карьеру не оборвала ранняя смерть. Некоторое время Окс успел поучиться в Гагаринском художественном училище: уроки преподававших там Добужинского, Яковлева, Шухаева и Браза он бережно пронесёт через всю свою жизнь. 

В 1918 году судьба счастливо приводит его в «пассионарную» Одессу, в возникший там уникальный круг таких же молодых художников и поэтов. Илья Ильф, Эдуард Багрицкий, Юрий Олеша, Валентин Катаев, Аделина Адалис становятся его близкими друзьями на всю жизнь. Окс – активный участник «Клуба поэтов», сам начинает писать стихи. Призванный в 1919 году в Красную армию, он служит в Агитпропе, в ЮГРОСТА. 

После демобилизации оказывается в Москве, поначалу работает крупье в большом казино, женится. Потом устраивается декоратором в театр, оформляет клубы, начинает сотрудничать с издательствами. В 1924 году в качестве члена художественной группы НОЖ («Новое Общество Живописцев») впервые принимает участие в выставке. НОЖ, естественно, просуществовал недолого. Наступила пора РАБИСа и АХРРа. Окс начинает писать лирические городские пейзажи – жанр, в котором добивается крупных творческих успехов. 

В начале 30-х он пишет замечательную, исполненную лиризма и в то же время полную какой-то томящей внутренней тревоги серию старомосковских переулков, создаёт «Новый 1932 год», который сегодня вполне можно назвать первым обобщенным символом наступавшего и круто менявшегося времени. 1934 годом датированы выразительнейшие «Красный трамвай» (ныне находящийся в собрании ГТГ, и по праву) и «Дорога в Давыдково». Окс отчётливо эволюционирует в сторону импрессионизма, в частности пробует себя в экспрессионистском подходе к цвету, хотя это, надо отметить, не вполне его стихия. На подходе ряд картин на современные темы, но обобщённый язык образов-намёков, нескольких характерных черт без привычной детализации оказываются выпадающими из восторжествовавшего повествовательного стиля других, более «доступных» художников. При отборе работ на всесоюзные выставки Окса подвергают критике, к счастью, не возымевшей опасных последствий, его картины всё же выставляются на некоторых отчётно-показательных экспозициях. 

В первые годы войны Окс участвует в создании московской оборонительной линии, не расставаясь при этом с блокнотом и карандашом. В 1943 году его демобилизуют из-за прогрессирующего туберкулёза. Силы вернуться к палитре и кисти приходят не сразу. 

Трудящийся художником-ретушёром в издательствах, Окс постепенно переходит на обочину художественной жизни. Лишь в конце 50-х в его творчестве возникает новая полоса. Можно снова открыто быть импрессионистом по живописному языку, можно снова выйти с мольбертом на столичные улицы, в свои любимые сохранившиеся старые московские переулочки. 

Последний взлёт его творчества связан с неожиданным и несколько парадоксальным осознанием художественного потенциала хрущёвских новостроек. Сил на большие работы уже нет, но даже маленькие этюды первенствуют среди работ других мастеров, увлёкшихся этой тематикой. В начале 60-х Окс единственный раз выезжает за рубеж, в Италию. Проходят и две скромные, столь долгожданные выставки – в помещении районной библиотеки и в фойе кинотеатра «Патриот»... Жить ему остаётся около трёх лет. 

Как минимум три картины – три символа Времени – это очень много, результат, которого удаётся достигнуть отнюдь не многим художникам. «Новый 1932 год», «Красный трамвай» и полотно начала 1960 года «Дорога в Хорошеве» должны в конце концов занять заслуженное место в пантеоне отечественной живописи. А есть ещё и вдохновенные городские пейзажи и натюрморты, сельские виды-хроники 40-х, есть глубокие и выразительные портреты, прекрасная графика... Многие из этих работ, доселе практически неизвестных широкой публике (при жизни художника они не выставлялись, а затем хранились в собрании его семьи), можно увидеть на выставке в Галерее живописного искусства, что на Первой Тверской-Ямской. Увидеть – и в очередной раз поразиться тому, сколь богаты мы на таланты и сколь не бережно к ним относимся. Впрочем, ныне Окс, как уже говорилось, в чести: за его произведениями охотятся коллекционеры, буквально каждый год он «принимает участие» сразу в нескольких экспозициях, выходят альбомы и публикации, посвящённые его творчеству. Если бы всё это было при жизни! 

И закончить нам снова хотелось бы словами художницы Людмилы Окс, обращёнными к отцу: «…Прощальная улыбка судьбы, a finito. Помню тебя в заботах и, увы, напрасных. Готовишь работы к очередной весенней? осенней? выставке. И опять, в который раз, разочарование, приправленное унижением: не прошёл выставком. «Нет героики будней» и чего-то ещё. И вообще что это за французский пошиб, отзвуки чуждого формализма эпигонов Писсарро? Словом, понятно. А всего-то надо было бы тебе прожить, дожить еще около тридцати лет! Так что же ты бы сказал мне, нам, нынешней молодой поросли? Но художник вечен, он говорит красками, своим увиденным и выстраданным. По-прежнему живой, по-прежнему молодой. Смотрю опять на твоё фото – глаза чуть улыбаются и так добро – значит, все хорошо?» 

Павел ДЕЙНЕКА, Лев САФОНКИН

Выставка продлится до 19 апреля. 17 апреля в Галерее живописного искусства пройдёт мемориальный вечер памяти Евгения Окса. Начало в 17.00.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS