Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 сентября 2013 г.
  4. № 38 (6431) (25.09.2013)

Перевод с языка Калашникова

25 сентября 2013

Приверженцев идеологии пацифизма на прошлой неделе ожидал настоящий удар. На канале «Россия» показали документальный фильм «Калашников», в котором зампред правительства Дмитрий Рогозин популяризировал легендарный автомат, демонстративно, на камеру, стрелял из АКМ, то и дело попадая в яблочко.

Этот видеогимн советскому огнестрельному оружию вполне можно считать событием знаковым, и вот по какой причине. Начиная с конца 80-х пацифизм в его разнообразных субкультурных проявлениях стал пропагандистским инструментом, с помощью которого осуществлялась в том числе и программа конверсии, плавно перешедшая в намеренное уничтожение военно-промышленного потенциала СССР, а затем и России.

Пацифистская нота в отечественной рок-музыке иллюстративно поддерживалась графическим знаком «пацифик», «крест мира», которым во времена перестройки, казалось, были украшены все доступные подросткам поверхности от захолустных гаражей до арбатских памятников архитектуры. Куриная лапа, обрамлённая окружностью, украшала футболки, татуировалась, указывала на прогрессивные взгляды юного индивидуума, вызывала всеобщее сочувствие, да иначе и быть не могло в стране, где окончательно был дан ответ на вопрос, хотят ли русские войны.

В те же времена активно распространялись и новые педагогические методики, в рамках которых нежные дамы объясняли, какую непоправимую травму психике ребёнка наносит игрушка-пистолет, -автомат, -сабля и даже лошадиная голова на палке, символизирующая кавалерийские войска, а вместе с кавалерией – жестокость, кровь и убийство ближнего.

Но и без деревянной лошадки между ног мы рысью доскакали до нынешних времён, огляделись и ахнули. Европейские идеи аб­страктного гуманизма, пришедшие на наши земли в виде безобидных, казалось бы, хипповских атрибутов, в новом веке обрели неожиданные глобалистские формы. Подростки стали геймерами, увлечённо убивающими виртуальных людей, а в реале – на полках магазинов игрушек появились модели фашистских танков и самолётов. Даже фигурки немецких мотоциклистов можно купить в подарок ребёнку. Автор статьи недавно с удивлением и ужасом изучал в «Детском мире» яркую коробочку тематического набора с нарисованными на крышке импозантными немецкими мотоциклистами, не решившись вскрыть упаковку и посмотреть, входит ли в набор виселица с эшафотом и миниатюрная газовая камера с имитационным дымком…

А ещё обнаружилось, что Запад является не только и не столько миром, где обитают дети цветов, но и холодные, расчётливые циники. Что там не только мастерят симпатичные фенечки из разноцветных ниток мулине, но и высокоточное оружие. Оказалось, что лёгким движением руки, прикоснувшись к эргономичной сенсорной кнопке безупречного дизайна, можно снести к чертям собачьим афганскую свадьбу, иракский посёлок или целую страну Югославию. Из лучших, само собой, побуждений и для блага уничтожаемого народа и государства…

Вокруг фигуры Михаила Тимофеевича Калашникова тоже была развёрнута пропагандистская работа. В рамках стратегии развенчания советского мифа и великий конструктор, и его детище представлялись с неизменной ироничной ухмылкой и намёком, что в нормальной стране предметом гордости не может быть какой-то там автомат, а тем более статистика его распространения на планете Земля. Во времена перестройки имя Калашникова поместили в лубочный ряд экспортных русских символов, который сам по себе несусветная и оскорбительная глупость, но ведь до сих пор кто-нибудь возьмёт да и ляпнет: «Во всём мире знают Россию по четырём символам: водка, матрёшка, икра и Калашников…»

В фильме, показанном «Россией», сделана попытка рассказать о Калашникове и АК-47 по-новому, а именно: как это явление заслуживает. Фильм – о гениальной простоте сложнейшего, безупречного механизма, о патриоте своей страны, а ещё о том, зачем России нужно оружие. Генерал Шаманов доходчиво, в свойственной ему манере проводит короткую политинформацию, из которой сразу становится ясно, чего следует ждать от будущего и как к нему готовиться.

Рассказано в фильме и о современной жизни легендарного Ижмаша. Дмитрий Рогозин объясняет, зачем и каким образом российские оружейные заводы объединят в один концерн, продукция которого будет представляться под общим брендом «Калашников». Дмитрий Олегович мотивирует это решение необходимостью создания вертикально интегрированной структуры, и с этим трудно не согласиться. Ведь, по сути, упомянутое менеджерское определение значит одно – военно-промышленный комплекс в его нынешнем состоянии требует жёсткого руководства, проще говоря, употребления власти. Преодолеть упадок и деградацию ВПК (а именно это и произошло с отраслью в постсоветские времена русской истории) иначе, наверное, не получится.

Жаль, что в фильм, сделанный с любовью к его герою, эмоционально, с подчёркнутым, что для нашего ТВ редкость, патриотизмом, не вошли детали биографии Михаила Калашникова. Рассказав о них, фигура великого конструктора-оружейника стала бы ещё и символом советской государственной системы, лучшего и мощнейшего, что было в ней – умения определять государственные цели, сосредотачиваться на них и достигать результата кропотливыми последовательными действиями, вовлекая в эту работу каждого конкретного человека с талантом и способностями.

Простой крестьянский ребёнок, учился в обычной советской школе, интересовался физикой, геометрией, потом работал в железнодорожном депо, увлекался инженерным делом, служил в армии, и там его изобретательские способности были замечены и востребованы. Уже в 1940 году двадцатиоднолетнего сержанта вызывал для доклада Георгий Жуков, бывший тогда командующим Киевским военным округом.

Калашникова отмечали, продвигали, отправляли учиться, создавали условия для повышения квалификации. Причём исключительно талант, а не связи или богатые родственники помогали ему, как сейчас бы выразились, «стать успешным». Вот как написал о себе сам Михаил Тимофеевич (обратите внимание, он ведь тоже, кажется, о вертикально интегрированной структуре говорит): «Я – коммунист с 1952 года. В стране, которой управляли коммунисты, я – семнадцатый ребёнок в крестьянской семье – смог стать конструктором стрелкового оружия, подняться к вершинам профессионального мастерства. Под руководством Коммунистической партии моё поколение победило в страшной войне, построило мощную державу, проложило человечеству дорогу в космос, создало лучшие в мире образцы техники. Этим великим советским наследством мы живём поныне…»

Будем надеяться, что данные соображения лягут в основу нового исследования судьбы поистине уникальной личности – Михаила Калашникова, – достойной, кстати сказать, биографического киноповествования, игрового фильма. А почему нет?

Тэги: Михаил Калашников
Обсудить в группе Telegram

Олег Пухнавцев

Родился в Харькове, в 1967 году. Учился на факу... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • МихТим

    06.11.2019
  • МихТим

    23 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS