Политология революции / Б.Ю. Кагарлицкий. – М.: Алгоритм, 2007. – 576 с. – (Левый марш).
В своей книге известный левый политолог и публицист Борис Кагарлицкий рассуждает о «революционной антикапиталистической альтернативе» в свете дня сегодняшнего, доказывая её актуальную жизнеспособность и то, что Маркс как гуманитарный мыслитель, крупнейший теоретик и теперь «живее всех живых». Уже во введении автор берёт быка за рога и многообещающе заявляет:
«Анализ труда и капитала заменяется мифом об «извечном» конфликте Запада и Востока, что, разумеется, абсурдно с исторической точки зрения... Такая «культурная» интерпретация капитализма очень удобна для его сторонников, поскольку автоматически снимает вопрос о внутренних противоречиях системы. Но в конце 1990-х годов господство подобных идей было столь полным, что они принимались даже частью критиков либерального порядка... Идеология торжествующего капитала стала общим местом массовой прессы и в известном смысле массового сознания в Америке и большинстве европейских стран, не исключая и Россию...»
Казалось бы, дальше на пятистах с лишним страницах Кагарлицкий должен был в пух и прах разбить теорию «конфликта Запада и Востока», разоблачив несостоятельность «культурной интерпретации», объяснив всеобъемлющий детерминизм диалектики по Марксу. Однако ничего подобного в книге нет. Ну или почти ничего. Радикальный исламизм (как главное оружие Востока) упоминается вскользь – в оценке недавних беспорядков, произошедших во Франции (причём его сколько-нибудь серьёзная значимость Кагарлицким отрицается), да в беглом анализе теоретических работ российских проповедников революционного ислама (чьи воззрения, как считает сам Кагарлицкий, не шибко популярны в мусульманском мире).
Похоже, автор «Политологии революции» совершенно опрометчиво в качестве главной мишени избрал тезис о западно-восточном противостоянии, ибо сию мишень поразить-то как раз и не совсем удалось. В остальном же эта работа содержит немало примечательных фактов, концептуальных идей, интересных наблюдений, так или иначе относящихся к современным тенденциям чрезвычайно пёстрого, многоликого международного революционного движения.
Кагарлицкий в меру своей осведомлённости (надо признать, весьма внушительной) рассказывает о политических и социальных потрясениях в странах Латинской Америки, Евразии, Африки, о «родовых началах» глобализма и антиглобализма, о современных феноменах, влияющих на общественное мировоззрение, о философских течениях последних десятилетий и многом другом. Привязка к «единственно верному» Марксову учению при чтении «Политологии...» выглядит часто вполне адекватной.
Автор утверждает: «После краткого периода отрицания привычной теории наступило время идейных поисков. Интерес к марксизму резко оживила именно глобализация, подтвердившая многие прогнозы Маркса относительно развития капитализма как мировой системы, разрушающей границы и втягивающей в свой оборот все страны и народы... То, что в конце 1990-х считалось среди левых «обнадёживающей тенденцией», к началу 2000-х стало массовой модой. Посвящённые марксизму книги стали выходить впечатляющими тиражами, выступления радикальных ораторов начали собирать массовые аудитории, а в Интернете «красные» сайты резко повысили свои рейтинги».
Впрочем, слова об огромных тиражах и невероятной популярности радикальных трибунов вряд ли можно соотнести с нынешней Россией.