Лев Троцкий. – Молодая гвардия, 2010. – 665 с.: 7 ил. – Вып. 1661.
Эта книга интересна не столько подробным и непредвзятым изложением биографии оппонента Ленина, а потом его сподвижника и организатора Красной армии, сколько развёрнутым показом эволюции взглядов убеждённого революционера, столкнувшегося с российской и европейской реальностью, никак не желавшей укладываться в рамки классовой борьбы и социальной инженерии.
Одновременно наглядно продемонстрировано, как, начиная с середины 20-х годов прошлого века, изменялось в нашей стране и за границей отношение не только к Троцкому, но и к его соратникам и последователям, к его учению о «перманентной революции».
Во время революции и Гражданской войны тщеславный и амбициозный Троцкий был вынужден признать главенство Ленина. «На роль первого лица Лев Давыдович был неприемлем уже потому, что являлся новичком в большевистской партии, против лидеров которой он вёл длительную и острую борьбу, – пишет автор книги. – Наконец, он осознавал, что в силу своего национального происхождения не имеет возможности в переломный момент возглавить правительство страны».
После революции лишённый, как бы сейчас сказали, административного ресурса, преследуемый советскими спецслужбами, он сумел тем не менее создать свою организацию и продолжал идейную борьбу против сталинизма. Благодаря усилиям Троцкого и его ближайших соратников 6 апреля 1930 года была созвана предварительная конференция Международной левой оппозиции, принявшая «Воззвание к пролетариям всего мира». Это воззвание стало первым программным документом троцкизма. Высланный из СССР опальный «народный вождь» обрёл статус международного лидера-бунтаря. На смену его ушедшим сторонникам (разочаровавшимся в троцкизме или попусту перекупленным советской резидентурой, обещавшей как минимум прощение) какое-то время приходили новые энтузиасты. Но теперь за ним не шли, как раньше, трудящиеся массы, теперь за ним следовали группки интеллигентов, часто вкладывавших своё понимание в указания лидера и следовавших не столько этим указаниям, сколько личным амбициям.
Советская пропаганда того времени часто обвиняла Троцкого в сговоре с фашистами – достаточно вспомнить карикатуру работы Кукрыниксов под названием «Гигиена убийцы». Но с фашистами он никак связан не был. Лишь однажды хитрый Муссолини сыграл по своим соображениям роль «доброго покровителя» и представил ему транзитную итальянскую визу. Автор книги отмечает, что Троцкий ещё до прихода Гитлера к власти видел, что он несёт с собой. «Его оценка внутреннего положения в Германии была сравнительно объективной. Через неделю после образования правительства Гитлера, 6 февраля 1933 года, Троцкий высказал в письме правлению Левой оппозиции в Германии, что под прикрытием подготовки к выборам (они были назначены на 5 марта) нацисты произведут переворот. Именно так и произошло: 27 февраля Гитлер через послушного президента Гинденбурга ввёл чрезвычайное положение и начал громить демократию».
Многие из тех, кто участвовал в Октябрьской революции, никогда не могли забыть о вкладе Троцкого в её торжество. Советский разведчик-нелегал Вальтер Кривицкий, выступавший не только в троцкистском «Бюллетене оппозиции», но и в других западных СМИ, писал, что не является троцкистом, но «Троцкий в моём сознании и убеждении неразрывно связан с Октябрьской революцией».
Последние годы своей беспокойной жизни Троцкий в значительной мере посвятил работе над большой книгой о Сталине. В декабре 1933 года был подписан договор с американским издательством, основной текст первого тома был завершён к августу 1939 года, а окончательная версия была подготовлена к печати (на английском) уже после смерти автора, в 1941 году. Но вышла книга «Сталин» только в марте 1946 года, вскоре после знаменитой речи Черчилля, возвестившей, что на Европу спустился «железный занавес».
Троцкий всю жизнь считал себя пророком настоящего коммунизма, однако реальный коммунизм имел мало общего с его видениями.
«Политическую деятельность он рассматривал как огромную сцену, а себя как великолепного актёра, который играет выдающуюся роль в написанной им же марксистско-коммунистической драме…»
К этим словам автора можно лишь добавить, что и марксизм Троцкого, и коммунизм имели мало общего с первоисточниками. В них было слишком много фанфаронства, позы, безудержного популизма, жестокости и слишком мало интереса к людям и реальной жизни. Во многом усилиями Троцкого то, что виделось поначалу всемирным братством свободных людей, обернулось кровавой бойней Гражданской войны и тоталитарной системой.