Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Персонажи, вышедшие из рам

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Виктория Лебедева. Мои современники. – М.: Галарт, 2008. – 224 с.

Эта книга удивительно красиво оформлена – на переплёте сквозь красно-зелёные сполохи, словно из рам, выступают лица семи её персонажей-художников.

Для автора они не просто современники – они друзья, собеседники, подчас сверстники. Авторская включённость в их жизнь поражает. Виктория Лебедева всё знает про маму Натальи Нестеровой, про бабушку Татьяны Назаренко, про Нину Жилинскую, первую жену Дмитрия Жилинского, – про всех тех, кто был художникам особенно дорог. Подобная вовлечённость в жизнь своих персонажей, в круг их общения, встреч, обсуждений, выставок повышает эмоциональный градус, делает книгу не сухим исследованием, а почти беллетристикой, но это же заставляет автора смотреть на них чересчур влюблёнными глазами.

Чрезмерный, на мой вкус, пафос религиозных картин Жилинского, неравноценность живописного и монументального наследия Лавровой и Пчельникова, какой-то чересчур резвый поворот к «новенькому» у Назаренко – всё это автор, скорее всего, видит, но художники слишком ей дороги, чтобы «судить». Книга аналитична, но почти безоценочна. Принимается всё – весь человек, всё творчество, как и полагается в любви. Ведь и кончается книга словами самого неприкаянного её персонажа, Леонида Пурыгина, которые он беспрестанно повторял на своих полотнах: «Я вас люблю!» Звучит как самопризнание. Насколько дороги автору избранные художники, говорит уже сам слог повествования, описывающий не быт, а бытие, так одухотворена и опоэтизирована творческая жизнь. Вот пассаж об Ирине Лавровой: «Она жила за городом, её круглая, сплошь остеклённая мастерская летом была окружена густой зеленью сада, а зимой фоном её работ служили сверкающие на солнце сугробы… Она вела бесконечные дневники, пробовала себя в беллетристике. Закат солнца был для неё событием, которое она старалась не пропустить. Её жизнь была полна высокого смысла. Каждое событие превращалось в маленький спектакль». А вот о «Лёне» Пурыгине: «Этот человек был странен. Странным был его облик, его искусство, его высказывания».

Безусловные удачи книги – очерки о Тышлере и Нестеровой, потому что тут и впрямь сплошное восхождение и полное соответствие жизни и творчества, тут не надо делать скидку на «любовь». На едином дыхании написан и завершающий книгу очерк о Пурыгине, персонаже довольно неожиданном, показывающем, что автор в своём выборе свободен и не замкнут академическими рамками.

Портреты художников вписаны в густую сеть социальных отношений, во все нюансы «проклятой расейской/советской действительности» (а она почему-то во все времена «проклятая»). Ракурс ближний, хотя есть и отлёты – обзор столетия и искусства в целом, что особенно интересно. Так, очерк о Тышлере венчает парадоксальная авторская фраза о невозможности такой верности себе не только в тоталитарной, но даже в свободной стране. В условиях «свободной» рыночной экономики вывод этот особенно интересен и заставляет критичнее относиться не только к «эпохе», но и к личности современных наших художников. Одну из работ Жилинского автор сопоставляет с сюрреалистической системой Магритта, что наводит на размышления об условности самого понимания «реализма» как прямого жизнеподобия.

В каждом очерке ощутима некая доминанта, то, к чему всё стягивается и что формирует образ художника. Они особенно запоминаются. Положим, развитие темы «примитива» и «примитивизма» в искусстве ХХ столетия – в эссе о Нестеровой. Мотив «поиска учителя» в эссе о Жилинском, который, учась в Суриковском, буквально погнался за случайно зашедшим туда Павлом Кориным, почувствовав в нём Учителя. Или некая полярность человеческих и художнических характеристик Лавровой и Пчельникова, составивших тем не менее удивительную, совместно творящую пару. Как видим, доминанты везде разные, соответствующие некой основополагающей авторской идее о творческой личности художника.

Что ещё покоряет, так это очень глубокие, с блеском и мастерством написанные анализы картин, не всегда с первого взгляда доступных пониманию. Но автор имеет свой ключик, которым открывает сложные художественные миры собранных ею живописцев. В своём большинстве они «отстают от моды», архаичны по сравнению с актуальным искусством. Тем не менее авторская высокая интонация, серьёзность, глубина и лиризм как бы нечто обещают… А вдруг и в будущем найдутся чудаки, которым интересна будет не игра в жизнь, а жизнь, не подделки, а подлинное искусство во всей его шероховатости, парадоксальности, странности, притягательности, трагизме и необъяснимой необходимости в повседневности, которая особенно остро осознаётся при прочтении вот таких, оплаченных жизнью и судьбой искусствоведческих исследований.

Вера ЧАЙКОВСКАЯ

Обсудить в группе Telegram

Вера Чайковская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS