Идея о месте, где могли бы объединяться творческие и художественные силы, существовала во все времена. Другое дело, что не всегда задуманное удавалось реализовать, а если и удавалось, то на очень непродолжительное время, потому как в большей степени отсутствовал глубокий мотив или то, что можно назвать общностью по принципам. В основном открывались или закрытые пространства для своих, или пространства, где лидер подбирал удобных для себя людей, не смеющих затмевать его своей индивидуальностью.
— Роман Евгеньевич, расскажите, как возникла идея создания мастерской?
— Первая Общедоступная Театральная Мастерская возникла, так как удельный вес знаковых моментов произошел одномоментно, в очень сжатый отрезок времени. Она просто не могла не возникнуть — это и запрос времени, и печальная ситуация, в которой оказались столичные (и не только) театры. Непростая ситуация, когда система творческого образования не совсем соответствует современным реалиям: ведь мало кто действительно может сказать, что он чему-то научился, точнее, то, что он освоил, реально применимо в театре и в кино. Мы на эту тему регулярно проводим опросы, результаты которых требуют самого честного и беспристрастного анализа. Если говорить в целом, большая часть всех творческих сил сталкивается с равнодушием и усталостью, душевной изношенностью, как тех, кто их обучает, так и тех, кто с ними взаимодействует в театре и кино уже после обучения. Сейчас особенно остро ощущается недостаток специалистов, которые на деле смогут не только возглавить театр, но и увлечь людей, повести их за собой. «Наша мастерская — Елисейские поля», любят шутить участники, — у них сейчас как раз период углубленного курса по изучению мифов Древней Греции.
— Что стало точкой невозврата?
— Самым крайним моментом или активизацией для нашей мастерской стал юбилей Московского Художественного театра, точнее, происходящее в его стенах. Параллельно с основными празднованиями в Доме-Музее К.С. Станиславского наша команда совместно с Музеем МХАТ , МГК им. П. И. Чайковского и Первой Аутонической Мастерской выпустили инклюзивный спектакль «Тосиро». Он посвящён периоду работы К.С. Станиславского над пьесой Артура Салливана «Микадо». С одной стороны, выбранный период был началом творческого пути Константина Сергеевича в прошлом, а для нас — началом интересного пути в настоящем. Для многих побывавших и у нас, и в МХТ им. Чехова юбилей свершился именно в легендарном доме, где жил и трудился Константин Сергеевич Станиславский. Как пошутил один из театральных критиков после просмотра нашего спектакля: «В юбилейный год под сердцем Станиславского образовалось художественное подполье!» Я, конечно, смеюсь, но отвечаю, что мы просто занимаемся своим делом и уж тем более ни с кем не соревнуемся.
— Почему «общедоступная»?
— Общедоступность нашей театральной мастерской — важный символ и имеет прямую отсылку к нашей большой театральной истории. Но сейчас этот символ включает и восстановление исторической справедливости. Первая Общедоступная Театральная Мастерская — абсолютно бесплатна. Отдельное спасибо Правительству Москвы и Музею МХАТ , они помогают и всячески поддерживают нас.
— Сколько прошло времени от идеи до реализации?
— Пять лет. С 2017 года.
— Были ли какие-то сложности во время реализации задуманного?
— Особых сложностей не было, был постепенный процесс, и в нём, шаг за шагом, возникала структура мастерских, формулировался посыл, расширялась аудитория людей с горящими глазами. У нас ведь одновременно функционируют четыре мастерские, это требует детального и очень внимательного подхода.
— Почему именно Дом-музей Станиславского?
— Где, если не в нём, должны возникать идеи и новые театры, и, самое важное — люди, готовые их наполнить и возглавить? Сами стены и история, сохранившаяся в них, всячески способствуют творческому рывку в неизведанное, новое, интригующее и, безусловно, увлекающее, к тому, что неизбежно столкнётся с отжившим и равнодушным в театре и приведет к переменам в нем, выбивая искры подлинного творчества и жизни.
— Я знаю, вы не только художественный руководитель, но и учитель в мастерской системы Аутоника. В чём её особенность?
— Я сейчас отвечу кратко, потому как развернутый и полноценный ответ можно будет найти в книге, которая должна выйти в 2024 году. Система Аутоника обращается к глубинным причинам существования человека не только в сценическом пространстве, но и в жизни. Аутоника — опорная система, она на первом этапе станет основой для направления «Бессознательный символизм» в сценических видах искусств и не только, затронет весь театральный мир, и мы очень активно к этому движемся. Если в сравнении:
Лицедей — тот, кто показывает жизнь через притворство.
Актёр — тот, кто отражает действительность через действие.
Артист — тот, кто познаёт себя и жизнь через искусство.
Аутоник — тот, кто создаёт жизнь через символы бессознательного.
— Почему помимо Аутоники мастерская включает в себя мастерскую метода Чехова, мастерскую пластического театра, мастерскую искусства режиссёра?
— Требуется очень широкий, иногда и лабораторный подход для возникновения дискуссии в контексте художественного поиска. К тому же, наши участники факультативно изучают философию, драматургию, конфликтологию, психологию, семиотику, историю. Более того, нам активно помогают наши большие друзья, это и доктор филологических наук Евгений Викторович Жаринов, профессор ГИТИС, народный артист России Алексей Игоревич Шейнин и многие другие. Если выражаться образным языком, моя задача как художественного руководителя состоит не в лидерстве над людьми, находящимися в тёмной комнате, где включенный фонарик только в моих руках, а, как минимум, в возможности включения в комнате света, а, как максимум, попытке вывести людей из этой комнаты в принципе.
— Какие главные критерии при отборе учеников? Они оправдывают ожидания? Всё ли у них получается?
— В 2024 годы мы набрали 28 участников при конкурсе 65 человек на одно место. Все они — сложившиеся творцы и профессионалы своего дела. При отборе с февраля по апрель, самым главным критерием было умение поступающего - взволноваться на чужое (такая творческая и человеческая эмпатия), находиться внутри самого процесса, а не просто стремиться к результативности. Человековедение — это то, чем занимается театр, соответственно, важным критерием является и человеколюбие. А сколько удивительных историй мы слышим из рассказов о том, как наши ученики попали в мастерскую, какие перипетии и знаки судьбы случались на их пути! Я никогда не строю никаких ожиданий, ни хороших, ни плохих. Наша мастерская — совершенно безоценочное пространство, его придерживаются абсолютно все. У нас нет никаких видов сравнения, мы занимаемся искусством, творчеством и художественным поиском. Я ценю и запоминаю каждый момент, проведённый в мастерской, потому как каждый момент — моё личное и абсолютное счастье.
— Получается ли придерживаться намеченного плана или приходится вносить какие-то изменения?
— Я изначально знал, что некогда задуманная мной мастерская — это невероятное по скорости движение, не требующее остановок, всё как в жизни: если оно замирает, то возникает ситуация смерти или постепенного умирания. Например, из вносимых изменений у нас возник книжный клуб, где участники ежедневно совместными усилиями изучают выбранную книгу. Первая изученная книга — «Искусство бессознательного» К.Г. Юнга. Сейчас завершается изучение «Легенды и мифы Древней Греции» Н.А. Куна. Следующей книгой точно будет «Диалектика мифа» А. Ф. Лосева. Также в рамках факультативных занятий наши участники начинают писать свои небольшие рассказы, а потом попробуют создавать небольшие пьесы. Они должны через себя и свой опыт понять, как всё устроено. Лучшие истории войдут в первую книгу о мастерской, ее можно будет приобрести в декабре 2024 года. Рассказанное мной — лишь малая часть изменений или отклонений от намеченного плана.
— Книга будет рассказывать о сегодняшней жизни мастерской или захватит и начало ее возникновения, с 2017-го?
— Книга о мастерской будет начинаться с дня открытия, возможно, будут сохранены какие-то отсылки к прошлому, но фрагментарно. К слову, в книге будет очень интересная структура, потому как повествование будет вестись от многих лиц одновременно, у нас даже есть свой баснописец. Редкий талант был обнаружен у Михаила Русских. Я читаю и удивляюсь: неужели в наше время подобное возможно? Ещё и на замечательном профессиональном и творческом уровне. Каждый месяц он будет писать по басне, открывая нам всем иной обзор на происходящие у нас процессы.
— Какие главные цели стоят перед мастерской в этом году?
— На данный момент это цикл лабораторных показов в августе 2024 года. Крайне важный этап для участников, им необходимо взаимодействовать со зрителем и ежесекундно фиксировать произошедшие внутри себя изменения. Ведь каждая мастерская индивидуальна, самостоятельна, и основа показов у всех разная. Например, в мастерской метода Михаила Чехова под руководством Ивана Дементьева намечается показ спектакля Чарльза Диккенса «Сверчок за очагом», в мастерской пластического театра под руководством Елизаветы Матвиевич — «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова, в моей мастерской системы Аутоника — «Макбет» Уильяма Шекспира.
Мне будет очень интересно посмотреть на участников, задействованных в показах нескольких мастерских сразу, их попытку сохранить те индивидуальность, самобытность и подход, о которых я говорил выше.
Ещё одна важная для меня цель — комплектование нового театра.
— Работа учеников сейчас сконцентрирована на вышеперечисленных постановках. Что будет после их показов в августе? Работа с новыми материалами?
— Это мы поймем после самих показов, в таком тонком и живом процессе лучше не строить планов на будущее, иначе всё может превратиться в перетягивание каната, а это пагубно для самой сути любого искусства и культуры.
— А какие дальнейшие планы ?
— В конце этого года или начале следующего, если всё будет хорошо и будут необходимые возможности и условия, планируем открытие мастерской игрового кино. Для меня будет важным и открытие мастерской для детского возраста. Намереваемся расширять взаимодействие с артистами, творцами и художниками всех московских театров, чтобы у них была площадка, где они смогут творчески восстанавливаться и развиваться.
Кроме того, мы намерены активно развивать мастерскую искусства режиссера в направлениях традиционного и экспериментального театра, поиске новых театральных форм, чтобы все это существовало в реальности, а не только на бумаге.
Беседу вела Юлия Воробьева
Фото: Дарья Кирдянова и Ольга Степанова