Как нам кажется, необходимым условием для воспитания любви к чтению у детей является любовь к книге и систематическое чтение самих родителей. Нам повезло: в семьях, в которых воспитывались мы, книги ценили и читать любили. Поэтому и в нашей семье книги с самого начала заняли достойное место. С появлением первого ребёнка мы, естественно, задумались о его будущем круге чтения. В то время (начало 80-х годов) было не очень легко достать хорошие детские книжки, но при желании всё-таки можно. Постепенно у будущего читателя (на тот момент ещё младенца) начала формироваться своя библиотечка. Поскольку дедушки-бабушки были далеко, мы сами (как могли) пели колыбельные и рассказывали ребёнку сказки. Первого сына (а затем и второго) завораживали пушкинские строки «У Лукоморья дуб зелёный…». Яркие книжки с хорошими иллюстрациями дети любят не только слушать, но и с удовольствием их рассматривают. Важным было то, что детям старались читать каждый день. Им это нравилось. И хотя первый сын был очень подвижным, такое систематическое чтение помогало выработать усидчивость и умение сосредотачиваться.
Довольно скоро стали учить сына читать. Большим подспорьем в изучении алфавита и обучении чтению оказалась магнитная азбука. В пять с небольшим лет он начал читать сам. Как раз в это время в семье появился второй ребёнок. Поскольку внимание мамы было в основном занято младенцем, папа удвоил внимание на занятиях со старшим. Они вместе не только читали, но и стали сами придумывать небольшие сказки. Одну из них «Про страну Халвазию» и её жителей халвунчиков (сын очень любил халву) записали на берестяных страницах, скрепили их, а получившуюся книжицу сын проиллюстрировал своими рисунками. Когда подрос второй ребёнок, ему эта берестяная книжка очень понравилась и в какой-то мере подтолкнула к соревнованию со старшим, несмотря на пятилетнюю разницу в возрасте.
Поводом послужили слова учительницы младшего сына после первого года обучения в школе: «Дети не могут связать и пары предложений. На уроке я дала задание написать маленький рассказ. К сожалению, у детей ничего не получилось». С этим надо было что-то делать, и мы предложили младшему сыну написать небольшие истории о нашей семье (дети очень любили слушать про то, как они были маленькими). При этом мы старались соблюдать принцип «учение с увлечением». Честно говоря, давалось это непросто, и поначалу ведение «семейных хроник» большого энтузиазма у младшего не вызывало. Но первую же написанную им историю из трёх-четырёх предложений живо обсуждали в семье, и это, по-видимому, произвело впечатление на автора. Работа пошла.
Когда накопился десяток историй, пришлось втайне привлечь старшего для набора этих текстов на компьютере (ему было как раз самое время начинать освоение этого чуда техники). Сверстали на компьютере, сброшюровали, и получилась небольшая, но всё-таки двадцатистраничная книжица, на обложке которой были указаны полное имя автора, название («Истории о нашей семье»), место и год издания. Постарались, чтобы книга выглядела как настоящая: с оглавлением и нумерацией страниц. У «Разноцветной книги» С. Маршака почерпнули идею печати на цветной бумаге разных тонов. Всё это готовилось в глубокой тайне от младшего сына и, что существенно, с минимальной родительской правкой.
Нужно было видеть гордость семилетнего автора, когда был готов самиздатовский тираж из нескольких экземпляров, который вскоре разошёлся по родным и знакомым. Вот одна история из этого издания.
Посмотрю ручками
Папина тетрадь лежала на столе. Я подошёл к ней. Мама сказала: «Посмотри её глазками». А я сказал: «Дай, я посмотрю её ручками!»
«Продолжение следует» было указано на последней странице. И оно последовало через год. Второй том «Историй», в котором уже 8-летний автор рассказывал о летней поездке к морю, был также оформлен на разноцветных страницах. До «Избранного» дело пока не дошло…
По мере взросления сыновей расширялся и круг их чтения: история, путешествия, рассказы о животных и т.д.
Мы поощряли формирование их собственного мнения о прочитанном. Запомнился доклад «Об А. Чехове», который в четвёртом классе поручили сделать старшему сыну. Ранние рассказы Чехова мы часто читали детям. Надо сказать, что школьный учебник оказался достаточно сух. Временами даже казалось, что автор любимых рассказов и Чехов из учебника – совершенно разные люди. Мы предложили сыну вспомнить, что же ему запомнилось из семейного чтения. Оказалось, что в голове у него осталось немало смешных фамилий и забавных выражений. «Вот и хорошо. Давай используем это и подготовим такой рассказ, который будет интересен твоим одноклассникам», – предложили мы. Вся семья получила удовольствие, вспоминая читанное и перечитанное. Доклад имел успех, во всяком случае, ребята смеялись, а учителя (как оказалось, урок был открытым) на перемене спрашивали сына, откуда взят материал и кто помогал его готовить.
Стоит отметить, что в младшем школьном возрасте сыновья с большим увлечением читали и перечитывали книги по истории, особенно военной. Например, оба любили прекрасно иллюстрированную книгу А. Митяева «Ветры Куликова поля». А когда подросли, вернулись к этой теме на новом уровне, вместе с нами читали на старославянском факсимильное издание «Повести о Куликовской битве» из лицевого свода XVI века.
В старших классах они уже сами определяли круг чтения, хотя время от времени советовались и с родителями. Сейчас большими книгочеями их не назовёшь, но читают регулярно. Мы надеемся, что и своим будущим детям они смогут привить любовь к книге и чтению. Ну а мы постараемся им помочь: детские книги сохранили для внуков…