В июле–августе в столице прошли общественные слушания по Генеральному плану развития города. Впервые в истории в обсуждении Генплана участвуют жители. До сих пор это было делом исключительно касты профессионалов-архитекторов. Москвичи высказали десятки тысяч замечаний. Специалисты обещают изучить каждое и максимально учесть все.
На протяжении 70 лет, с момента принятия первого Генерального плана Москвы в 1935 году, градостроительное мышление сильно изменилось. Закономерным итогом постепенных изменений стали и прошедшие в столице общественные слушания. Никогда раньше власти не интересовались мнением граждан о Генплане вот так – напрямую, в живом диалоге.
История формирования и, главное, реализации генеральных планов Москвы довольно поучительна и стоит того, чтобы вспомнить о ней в общих чертах.
Ещё до принятия первого Генерального плана был объявлен конкурс, в котором приняли участие архитекторы с мировыми именами. В профессиональные легенды вошла история о том, как Ле Корбюзье предложил фактически забросить исторический центр и выстроить новый город на новом месте ровными правильными рядами.
Первый в истории Москвы Генплан был принят в 1935 году. Если бы все предполагаемые им преобразования были проведены, сейчас не было бы ни ГУМа, ни Манежа, ни Исторического музея, ни многих других памятников истории и архитектуры. Зато город обзавёлся бы проспектом шириной в Манежную площадь, начинающимся от Лубянки и заканчивающимся на юго-западе, сметая на своём пути Волхонку, Пречистенку и Остоженку. И ещё две трассы: на юг – через Большую Ордынку и Пятницкую и на север – через Петровку и Неглинку.
Впрочем, власти Советского государства предполагали и другие преобразования, более понятные современному человеку. Например, запретить строительство в городе новых экологически вредных предприятий и вывести из него уже имеющиеся промышленные гиганты. Однако этот план, как и многие другие, не был реализован. Напротив, именно в довоенные годы в Москве появились многие известные предприятия – Автозавод имени Коммунистического интернационала молодёжи (нынешний АЗЛК), 1-й подшипниковый, станкостроительный, комбинат твёрдых сплавов, «Калибр» и «Фрезер», «Станколит» и «Энергоприбор». Индустриализация тогда оказалась важнее экологии, что, впрочем, было во многом оправданно.
Следующий Генплан был принят уже после войны, в 1950 году, и был рассчитан на десять лет. Именно тогда частично были реализованы планы строительства трасс, ведущих на юго-запад, – появились Ленинский и Мичуринский проспекты – и на юг – Варшавское шоссе. Пожалуй, то, что план был выполнен лишь частично, т.е. трассы начинались не от Кремля, а от Садового кольца (Варшавка) или от Воробьёвых гор (Мичуринский), современного жителя Москвы только радует, потому что сохранился исторический центр города. А невиданных масштабов проспект от Лубянки, проходящий мимо нового Дворца Советов, так и остался на бумаге, как и сам дворец.
При реализации второго Генплана самую крупную и печальную неудачу потерпело строительство жилья. В плане было записано обязательство к концу 50-х годов полностью избавиться от бараков, что сделать не удалось. Ценимые даже сейчас за приличное качество «сталинские» дома строились медленно. Кроме того, много сил и средств отнимали масштабные проекты строительства «монументальных зданий государственного значения», а также новых веток метро.
Расчётный срок второго Генплана закончился, и некоторое время Москва жила вовсе без него. За это время, как ни странно, было построено довольно много известнейших объектов – знаменитые хрущёвки, МКАД, Калининский проспект, гостиница «Россия», Кремлёвский Дворец съездов. Можно заметить, что именно эта бурная строительная деятельность сегодня вызывает наиболее противоречивые оценки профессионалов. Хотя необходимо признать и её огромное положительное влияние в своё время. Достаточно уже того, что активно сносимые сейчас пятиэтажки решили в своё время проблему переселения людей из бараков.
Третий Генплан был принят в 1971 году и прогнозировал развитие города на 20 лет. Предполагалось, во-первых, масштабное жилищное строительство, в план был вписан знаменитый лозунг: «К 1990 году – каждой семье отдельную квартиру. Каждому взрослому – отдельную комнату». Увеличение масштабов жилищного строительства осуществлялось за счёт освоения прилегающих территорий. Также были изменены устаревшие нормы этажности, вместо 5–8 этажей теперь стали строить дома в 9–25 этажей.
Предполагались и масштабные преобразования транспортной инфраструктуры. Именно в плане 1971 года впервые появился проект Третьего кольца, а вслед за ним планировалось строительство и четвёртого. А также восьми скоростных магистралей, проложенных по отводным участкам вдоль железнодорожных линий.
Планировалось убрать из города вредные производства, серьёзно заняться охраной исторических памятников, сильно пострадавших в предыдущие годы, значительно увеличить площадь зелёных насаждений.
На уровне плана всё было прекрасно, однако по мере реализации оказалось не совсем так. Или даже совсем не так. Новые жилые районы частично решали жилищную проблему, но параллельно значительно сокращали зелёные зоны.
Строительство Третьего транспортного кольца было только намечено, о четвёртом и суперскоростных магистралях уже не вспоминали…
Жилищная же программа вообще стала притчей во языцех, а лозунг «Каждой семье отдельную квартиру» со временем превратился в печальный анекдот.
После 90-го года Генерального плана не было вовсе. Да и о каком долгосрочном планировании можно было говорить в то переменчивое время?
Но сегодня мы уже с десяток лет живём по новому Генеральному плану, и он сильно отличается от всех советских планов. Современный Генеральный план невозможно выразить каким-либо одним лозунгом. Это, скорее, алгоритм, чем некий числовой показатель, которого надо достичь. Уход от достижения каких-либо абсолютных величин и был, пожалуй, наиболее сложным решением для всего современного градостроения.
В нынешнем Генеральном плане Москвы применено несколько инновационных решений. В первую очередь это так называемое внутригородское градостроительное зонирование. Для каждого участка города определяются приоритетные задачи использования. Выделены зоны для жилья, промышленности, природного комплекса и так далее. В жилой зоне невозможно строительство предприятий, и наоборот. То есть таким образом прежде всего определяется то, чего делать нельзя. А в рамках разрешённого использования территории допускается самый широкий диапазон конкретных градостроительных, архитектурных решений.
Вторым важнейшим решением стал отказ от ориентации на абсолютные показатели. Важнейшее значение это имеет для программы строительства жилья. Ни один из предыдущих планов по жилью не был реализован. Однако сегодня отказ от постановки цели в виде определённого числа квадратных метров не означает, что расчётов нет вообще. Прогноз по определённому количеству вводимого жилья сохраняется, однако теперь такими же приоритетными считаются и другие цели: комплексность, качество и разнообразие жилой среды, социальные гарантии в жилищной сфере, ликвидация аварийного и ветхого фондов, комплексное благоустройство, капитальный ремонт, реконструкция и модернизация существующей застройки…
Ещё одним серьёзным новшеством стало полное изменение представления о городской инфраструктуре – дорогах, телекоммуникационных сетях и так далее. Ранее инфраструктура рассматривалась в качестве хоть и важного, но вторичного строительного элемента, который только обслуживает потребности жителей. Теперь же транспортная, инженерная, информационная инфраструктуры становятся главным ресурсом развития города, условием повышения его конкурентоспособности, социальной и инвестиционной привлекательности.
Считается общепризнанным, что Москва имеет радиально-кольцевую структуру. На самом деле колец-то до недавнего времени было всего два – МКАД и Садовое (если не считать Бульварного). Такая система движения транспорта, когда все дороги ведут в центр, считается самой плохой. А лучшей считается построенная по типу Манхэттена, с чёткой сеткой улиц. Конечно, сделать из Москвы Манхэттен невозможно, да и не нужно. Важно сделать систему действительно радиально-кольцевой. Для этого модернизируются старые и строятся новые кольца, а также новые радиусы и дублёры старых. Сегодня, например, ясно, что реконструкция МКАД, которая вызывала в своё время столько жарких споров и нареканий, была совершенно оправданна: город по крайней мере освободился от транзитного транспорта. Третье кольцо появилось по градостроительным меркам совсем недавно, сегодня строится уже и четвёртое, причём строительству не помешал даже кризис. Радиальные трассы подвергаются реконструкции разной степени масштабности – от расширения проезжей части (как Варшавка и Дмитровка) до полной перестройки на всём протяжении с появлением эстакад, тоннелей и мостов (как Ленинградка и Звенигородка).
Но, наверное, главным новшеством стало реализованное требование Градостроительного кодекса о прямом диалоге с жителями. В живом, иногда даже слишком эмоциональном общении было получено 70 тысяч замечаний, пожеланий и советов. Специалистам есть над чем поработать.
Мнение профессиональных архитекторов о необходимости и ценности такого прямого диалога с жителями было неоднозначным. Всё же Генплан – это довольно сложный документ и даже профессионалу нужно время, чтобы досконально в нём разобраться. Однако власти города остались очень довольны проведёнными слушаниями, несмотря на то что было много критики. А скорее, даже – благодаря ей. Главный архитектор города Александр Кузьмин говорит, что мнения по типу «ура, ура, мне всё понравилось» – самые неинтересные. Нужна была как критика, так и замечания и конструктивные предложения. «Поверьте мне, кто хотел разобраться, тот разобрался», – говорит Кузьмин. Да, не все поступившие замечания касаются Генплана, в основном людей волнует судьба их конкретного дома и придомовой территории, а также территории шаговой доступности. С одной стороны, это не масштаб Генплана, но с другой, как справедливо заметил А. Кузьмин, – это о нашей сегодняшней жизни.
На каждое из 70 тысяч записанных замечаний городские власти обещают дать ответ. Никаких обобщений не будет. «Если было сто вопросов по одному объекту, значит, будет сто ответов», – гарантирует Кузьмин. А все пожелания, замечания и предложения о развитии конкретных микрорайонов, высказанные москвичами, главный архитектор предложил рассматривать как план первоочередных мероприятий для городских властей.
29 сентября Генплан был одобрен на заседании правительства Москвы. Предстоит ещё внести замечания, высказанные мэром столицы, необходимо обсуждение в Мосгордуме, но первый шаг к утверждению этого важного документа в статусе закона сделан.