Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Первый канал на разогреве у «Культуры»

01 января 2007

Дмитрий Хворостовский популяризирует композитора Крутого, Дима Билан исполняет арию Париса, Анна Нетребко поёт дуэтом с Киркоровым, Ани Лорак выходит на сцену в образе Лауретты. Что это, конец света или конвергенция – схождение в процессе эволюции признаков неблизкородственных групп организмов?

Идёшь по городу, фантазируешь, группируешь дома по-новому, мысленно рушишь новодел, устраиваешь на месте снесённого скверы, устанавливаешь памятники.

У каждого свой способ гармонизации мира.

Знакомая, увлечённая игрой в уголки, поймала себя на том, что даже в трамвае продолжает решать логическую задачу: умозрительно перемещает сидящих поблизости пассажиров в «дом соперника».

С телевизором похожая история. Его просмотр рождает множество отвлечённых образов. Зрительское воображение примеряет к старым теледеятелям новые амплуа, воплощает собственную кадровую политику. К примеру, Владимир Кулистиков представляется идеальным интервьюером олигархов, с весёлой провокативностью он вывел бы на чистую воду любого богача. Обволакивающий баритон Владимира Познера прекрасно подходит для прогноза погоды, каждый почтёт за честь захватить зонт по совету мэтра. Антон Хреков кажется вполне подходящей кандидатурой на должность собкора в республике Науру, мы так мало знаем об этом государстве…

Мечты и пульт заменили нам цензуру – освистанную, заклеймённую. Левые, правые, центристы – все против неё. Какой-нибудь радикал может поражать смелостью суждений, но как только речь заходит об ограничении свобод, возникает невидимая магическая граница. Цензура, интерпретируемая как зло, стала точкой общественного согласия. Хотя почему, собственно, зло?

Двадцати лет хватило, чтобы культ свободы с его двумя обрядами – раздевания и разоблачения – начал казаться удивительно скучной штукой, а служители этого культа – пигмеями. На их фоне любой советский идеолог или имперский реакционер выглядит фигурой масштабной и сложной. Да и миры, которые защищали старорежимные цензоры, с нынешней «формой организации общества» не сравнить. Не по этой ли причине современное телевидение столь увлечено разного рода ретроспекциями? На ТВ ведь тоже работают наши люди. Кто-то из них ненавидит СССР, Российскую империю, однако не перестаёт при этом оставаться нашим, а потому заинтересованно исследует фактуру прошлого, шарит камерой по автоматам с газировкой, наивно реконструирует быт благородных девиц. Как будто вызывает Дух Цензуры. Кажется, с той же целью медиамедиумы придумывают нарочито мерзкие программы, втайне мечтая о запрете. Так, киношный серийный маньяк подбрасывает следователям неопровержимые улики против себя, надеясь, что его наконец остановят.

Тем не менее говорить прямо об институте цензуры в России не принято. Народу предлагают эвфемизмы, вялый разговор о нежизнеспособности «общественных советов». И в этом смысле новую программу Первого канала «Призрак оперы» не стоит рассматривать в качестве обычного музыкального проекта. Услышанное и увиденное там является, по сути, результатом цензуры – робкой, неоперившейся.

Оказавшись в жёстких рамках жанра, даже отъявленные «фабриканты» приобретают человеческие черты. Да, специалистам горько наблюдать за этими метаморфозами. Они замечают, как под напором чужеродного влияния видоизменяется жанр. Оптимистичные дилетанты усматривают целебное воздействие жанра на исполнителя. Правы и те, и другие. Жанр действительно снижается, однако артист, стоящий на цыпочках, начинает выглядеть элегантнее.

Проблески чего-то настоящего в «Призраке оперы» свидетельствуют: окажись участники проекта в рамках цензуры с детства, не иметь им такого отрицательного рейтинга. Это, когда поклонники есть, но тех, кто ненавидит, – ещё больше. Замечание не касается Льва Лещенко, изящно исполняющего роль свадебного генерала, и Тамары Гвердцители, чей авторитет делает непозволительными какие-либо придирки.

И пусть профессионалы не усматривают в «Призраке оперы» признаков оперы, поблагодарить создателей программы хочется. За то, к примеру, что Валерия, потерявшая на поворотах судьбы фамилию, как ослик Иа хвостик, проникновенно пела: «Подайте, Христа ради, ей…», и эта фраза из романса Алябьева «Нищая» поучительно долго висела под колосниками гламурного шоу, сделанного пресытившимися для голодных.

Поблагодарить нужно и за чудесное превращение моли в ракету. После первых двух туров, провальных, унизительных и для участников, и для зрителей, вдруг увлекла полётом Полина Гагарина. Романс «Нет, не любил он» вызвал искренние неквакерские возгласы «браво». А Зураб Соткилава был так впечатлён, что даже отказался от маски тамады, едко описав дебют Гагариной – «Травиату» «с хлюпающим звуком», – и подытожил: «Ты чудо сотворила за две недели».

И ещё. Благодаря «Призраку оперы» в соответствии с универсальным телевизионным принципом двоичности возникла программа «Большая опера». Сравнивать конкурсы не стоит, ведь в проекте «Культуры» всего одна проблема – Алла Сигалова, легко, впрочем, решаемая. Достаточно проинформировать ведущую, что программа посвящена не её персоне. В остальном – идеальное зрелище, объединяющее в одну аудиторию профессионалов и любителей, эстетов и сирых…

В «Большой опере» всё только начинается. В паузах между номерами, пока духовые вытряхивают на пол скопившуюся в инструментах влагу, вяло следишь за конферансом, ждёшь очередного конкурсанта. Кого именно? Новую Анну Нетребко? Нового Дмитрия Хворостовского?

Нет, ждёшь с обречённостью и внутренней мольбой иного чудесного человека, который ни за что не станет размениваться, не будет нести хлебом-солью свою зачерствевшую сексуальность. Ждёшь упёртого фанатика с таким успешным опытом самоограничения, что никакая цензура ему не страшна. Ждёшь того, кто в ресторане закажет только чаю, стаканов шесть. Ну вы поняли, кого – Фросю Бурлакову, Екатерину Савинову, кого-нибудь этой породы.

Олег ПУХНАВЦЕВ

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Первый канал на разогреве у «Культуры»

Дмитрий Хворостовский популяризирует композитора Крутого, Дима Билан исполняет арию Париса, Анна Нетребко поёт дуэтом с Киркоровым, Ани Лорак выходит на сцену в образе Лауретты. Что это, конец света или конвергенция – схождение в процессе эволюции признаков неблизкородственных групп организмов?

2011-10-19 / Олег ПУХНАВЦЕВ
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Обсудить в группе Telegram

Олег Пухнавцев

Родился в Харькове, в 1967 году. Учился на факу... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS