В Чебоксарах завершился I Международный фестиваль патриотического кино «На волжском рубеже». Столица Республики Чувашия выбрана местом проведения фестиваля неслучайно. Это не только родина легендарного полководца Василия Чапаева. Не было ни одного фронта, где бы не сражались сыны и дочери чувашского народа. Война оборвала жизни более 100 тысяч чувашей – каждый второй не вернулся в родные края.
Участники и гости фестиваля, среди которых было немало известных российских и зарубежных кинематографистов, возложили цветы к Вечному огню в мемориальном парке «Победа», побывали в Свято-Троицком мужском монастыре и в Музее Чапаева. И всё же главным, естественно, осталось кино.
Немалая часть фестивальной программы состояла из, что называется, уже отсмотренного – фильмов, прошедших в широком прокате. Но было также значительное число картин новых, многие из которых вырастали до ранга настоящего события. Это потрясающий по своему внутреннему смыслу фильм «Мешок» Артура Виденмеера. Притча о фронтовике, идущем домой, когда вся страна искусственно разодрана на две части – белую и красную. Что с нами будет? – спрашивал себя каждый и не находил ответа. За тринадцать минут автор картины показал всю историю Гражданской войны в России, унёсшей во время этой братоубийственной бойни 15 миллионов человеческих жизней. Жалко, что картина прошла во внеконкурсной программе.
Первая «Золотая анне» вручена в номинации «Лучший документальный фильм». Из десяти картин этой категории жюри единодушно присудило статуэтку фильму Бориса Лизнева «Полк, смирно!». На фотографии 1903 года – один из старейших в Русской армии лейб-гвардии Кексгольмский полк. Камера, скользя по лицам солдат и офицеров, возвращает из небытия их судьбы. Этот полк был создан ещё Петром I. Не ведал он, какие битвы предстоят ему. Кто останется жить, кто останется на полях сражений.
Открытием стал фильм российского режиссёра Татьяны Скабард «Двое в городе», который получил почётный диплом фестиваля «За новаторство в отражении темы патриотизма в документальном кино». Фильм-настроение, похожий на июльский дождь – послание тем, для кого имя Микаэла Таривердиева стало символом эпохи... Размышления Микаэла Леоновича о жизни и творчестве переплетаются с балладами и импровизациями в исполнении автора и музыкантов нового поколения – Ольги Дзусовой и Алексея Гориболя. Несколько фильмов документальной программы фестиваля были посвящены теме антитеррора – «Беслан. Право на жизнь» Ольги Стефановой, «Небесный воин» Виталия Кривцуна. «Граждане Беслана» Вадима Цаликова были показаны на отдельном просмотре. Замечательные и честные ленты. Авторы рассказывают о людях, перенёсших трагедию захвата школы в Северной Осетии, и об участнике штурма «Норд-Оста» в Москве и в отличие от журналистов, которые пытаются разобраться в причинах трагедии, но делают это поверхностно, посвящают экранное время заложникам, их судьбам и переживаниям.
Почётный диплом фестиваля «За лучший детский фильм» получила американская лента «Остров Ним» Марка Левина и Дженифера Флэккета. В этой номинации из четырёх картин была только одна российская – «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Владимира Торопчина: мультфильм, завершающий анимационную трилогию о былинных богатырях – Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и Илье Муромце. Победа иностранного фильма в очередной раз подтверждает проблему детского кино, производство которого за последнее время катастрофически сократилось в нашей стране.
Заметным событием на кинофестивале стал дебютный показ белорусского фильма «Чаклун и Румба» по мотивам одноимённой повести Евгения Оноприенко. Это лирико-драматическое повествование о фронтовой судьбе одного из миллионов простых солдат Великой Отечественной – сапёра и его четвероногого помощника – собаки. «Золотую анне» получил автор сценария и режиссёр-постановщик Андрей Голубев. «Это новая картина, равной которой нет в Белоруссии, просто потому, что это школа Михаила Пташука. Он трагически погиб, но ученики продолжают его дело, один из них – Андрей Голубев», – сказал Игорь Васильев, исполнитель одной из главных ролей.
Но был на кинофоруме и дебютный фильм, показ которого на фестивале патриотического кино вызвал шок не только у журналистов. Это «Медвежья охота» Валерия Николаева. Фильм совершенно непонятный... Без пристрастия – просто набор шаблонных киноприёмов: секс, финансы, политика, оружие, наличные пачками, некие таинственные покровители, некое американское лицо, которое без проблем может повлиять на мировую политику. Как сказал на мастер-классе народный артист России Анатолий Васильев – художник должен жить и гореть, иначе он – мёртв. Что-то вроде этого произошло с «Медвежьей охотой». Но самое грустное, как говорят в таких случаях, что ни одна тема (даже при убогости всего сюжета в целом) вообще не раскрыта... А актёрская игра – скудость и эмоций, и выразительности на экране... Но всё же картину отметили за роль второго плана в исполнении Владимира Литвинова и операторскую работу Александра Демидова.
Фильм Владимира Хотиненко «1612» получил Гран-при плюс награды «За лучшую режиссуру», а «За лучшую мужскую роль» – Пётр Кислов, сыгравший главного героя фильма Андрея. Лучшим композитором жюри признало работу индийского мастера музыки Видиа Сагара («Пэрия»), а «лучший сценарий» был написан известным польским драматургом Ежи Ставиньски («Завтра идём в кино»).
Киносеансы собирали полные залы. Фильмы демонстрировались бесплатно, в том числе и картины, участвующие в конкурсном показе. Фестиваль завершён, но праздник кино снова придёт на Чувашскую землю. Президент Республики Чувашия Николай Фёдоров обещал, что в будущем году кинофестиваль «На волжском рубеже» снова соберёт друзей, энергию и доброжелательность.
, ЧЕБОКСАРЫ–МОСКВА