Зритель у нас в Армении, тем более в сёлах, специфический.
Наш театр в Арташате, где я работал актёром, часто гастролировал. В основном по сёлам, где зрители смотрели наши спектакли по многу раз. Они очень любили театр.
Официально спектакли начинались в семь часов вечера в домах культуры. Но никогда вовремя мы не начинали, так как большинство зрителей работали на полях. Они приходили домой с работы, ужинали, затем направлялись в Дом культуры, где в зале уже заняли места дети и терпеливо ожидали взрослых. Ждали также и мы. Уехать не могли, потому как работали на хозрасчёте.
Зрители считали себя вправе как-то участвовать в нашей работе.
Однажды играли мы пьесу, действие которой происходило в первом веке до нашей эры. По сюжету становилось ясно, что во втором действии царь по какому-то поводу устроит угощение своим приближённым и гостям.
В антракте за кулисы пришёл солидный мужчина и попросил повидаться с исполнителем главной роли, то есть царя. Его провели к актёру. Мужчина преподнёс ему несколько бутылок вина, аккуратно завёрнутый большой свёрток и обратился с просьбой:
– Пожалуйста, когда во втором действии вы устроите угощение, пейте это домашнее вино. А в этом свёртке хашлама из свежего барашка, бастурма, лаваш, сыр, соленья, в общем, всё как полагается и всё домашнее. И если не трудно, то скажите, пожалуйста, со сцены, что вино и закуска от семьи Сафарян, проживающей по улице Саят-Новы, дом 4. И скажите, что вино молодое, урожая этого года. Нам будет приятно.
Поблагодарив царя, мужчина гордо ушёл в зал, где занял своё место.
И вот во втором действии царь, потчуя гостей, во всеуслышание объявляет, что вино и еда от семьи Сафарян, проживающей по улице Саят-Новы, дом 4, и что вино урожая этого года.
В зале бурные аплодисменты. Сафарян встаёт и кланяется. А на сцене вкусная трапеза: молодое вино – маджар, хашлама из свежего барашка, бастурма, лаваш, сыр домашний, соленья… Все персонажи едят и пьют за здоровье Сафарянов…
Одним словом, первый век до нашей эры!