В этом на первый взгляд ничем не примечательном здании размещался в начале прошлого столетия популярный литературно-художественный салон, а интерьеры украшала одна из лучших частных коллекций живописи.
Итак, мы снова на Пречистенке. Как отмечалось в путеводителе по Первопрестольной столице, изданном М. и С. Сабашниковыми в 1917 году, «на одной из самых аристократических улиц Москвы, где сохранилось ещё много построек барского и даже вельможного типа».
Пройдя от площади Пречистенские Ворота немного вниз и свернув направо, в Пречистенский переулок, мы очень скоро окажемся возле одноэтажного строения под № 9, над которым сейчас развевается флаг Королевства Дания. Хотя оно принадлежит к числу самых скромных московских особняков, история его необычайно яркая. Ведь здесь в предреволюционные годы жила одна из богатейших женщин купеческой фамилии. Здесь собирались самые прогрессивные люди того времени – поэты, философы, музыканты, а стены дома были украшены полотнами выдающихся художников Серебряного века.
Впрочем, справедливости ради отметим, что «родословная» здания заметно старее. Правая его часть была выстроена вскоре после войны 1812 года для гвардии капитана Н.И. Воейкова. Спустя несколько десятилетий новый хозяин, майор Гурьев, переделал большинство интерьеров по своему вкусу. А в 1905 году его наследникам пришла в голову идея украсить особняк респектабельным парадным вестибюлем. И, наконец, здание переходит в руки меценатки Маргариты Кирилловны Морозовой, в девичестве Мамонтовой, состоявшей в родстве с фамилиями Третьяковых и Боткиных.
В 1891 году, восемнадцати лет от роду, она вышла замуж за Михаила Абрамовича Морозова, представителя знаменитой династии предпринимателей. Супруги поселились в роскошном дворце на Смоленском бульваре, у них родилось трое детей, а вот младшая дочь, Маруся, появилась на свет уже после скоропостижной кончины Михаила Абрамовича. Кстати, на известном «Портрете Мики Морозова» художника В.А. Серова мы видим одного из сыновей этой четы.
Михаил Абрамович был заядлым коллекционером, причём собирать картины он начал даже раньше своего брата, Ивана Абрамовича, владельца известного особняка на Пречистенке, после национализации ставшего Вторым музеем Новой западной живописи, а позднее расформированным.
Оставшись молодой вдовой, Маргарита Кирилловна передала коллекцию из шестидесяти картин в дар Третьяковской галерее, а особняк на Смоленке продала. Для себя же в 1910 году, после возвращения из Парижа, она купила вышеназванный ампирный дом в теперешнем Пречистенском переулке, тогда именовавшемся Мёртвым (вероятнее всего, по фамилии некой Ф.Б. Мертваго, домовладелицы ещё начала XVIII века).
Нужно сказать, что самые любимые полотна – М.А. Врубеля, К.А. Коровина, В.А. Серова – Маргарита Кирилловна всё же оставила себе, и для их размещения требовалось соответственное пространство.
Для реализации своего замысла Морозова пригласила молодого архитектора Ивана Владиславовича Жолтовского, который, к слову, проживал здесь же неподалёку (Мёртвый переулок был одним из четырёх его московских адресов). Позднее, уже в советскую эпоху, он стал основоположником социалистического реализма в архитектуре, участвовавшим в возведении жилых зданий на Ленинском проспекте. А дом М.К. Морозовой оказался едва ли не первым его заказом.
Иван Владиславович сохранил оставшуюся от 1820 х годов часть, включавшую зимний сад с ампирным портиком над входом и парадную столовую с небесно-голубыми стенами. Но по левую руку здания появился вытянутый объём, где зодчий разместил главный холл, библиотеку и внушительный по размерам зал приёмов. Первое помещение было оформлено в духе римской ротонды, окружённой восемью дорическими колоннами. Стены зала выкрасили в нежно-розовый цвет, применили отделку пилястрами под сиреневый мрамор, карнизом с растительным орнаментом и круглыми медальонами. Здесь было много света практически в любое время дня, а, кроме того, хозяйка и гости могли отсюда через террасу выйти прямо в облагороженный усадебный сад.
По словам посетителей литературно-музыкального салона Морозовой, среди которых частым гостем был Андрей Белый, особняк служил редким образцом хорошего вкуса. Поэта, как и многих других, влекла сюда атмосфера русской помещичьей усадьбы – дух уже уходящей эпохи. Роскошная мебель, уникальные старинные иконы, бронзовые статуэтки и прекрасные художественные полотна, среди которых была и работа Врубеля «Фауст и Маргарита в саду», – всё это, а также наличие роскошных букетов из живых цветов создавало невообразимый уют.
Маргарита Кирилловна увлекалась и модными философскими течениями. Самыми популярными в то время темами были: социализм и различие конституций разных стран. В 1910 году Морозова открыла издательство «Путь», которое начинает печатать сочинения русских философов.
Однако всё резко изменилось вскоре после октябрьских событий 1917-го. Особняк был национализирован, и сюда вселился Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, входивший в структуру Народного комиссариата просвещения, который тогда «квартировал» в бывшем усадебном доме Мусиной-Пушкиной на Чистопрудном бульваре, 6. Заведовала отделом Н.И. Седова – гражданская супруга Л.Д. Троцкого. Здесь также работали Игорь Эммануилович Грабарь – в тот момент руководитель подотдела Национального музейного фонда – и Борис Робертович Виппер – искусствовед.
А Маргарите Кирилловне выделили две комнатушки в полуподвальном этаже, где ранее находились служебные помещения. Все картины из её коллекции забрали, и до сих пор, к слову, неизвестно местонахождение вышеупомянутого панно «Фауст и Маргарита в саду»…
Спустя ещё некоторое время особняк в Пречистенском переулке переходит в ведение Бюробина (это предшественник нынешнего ГлавУпДК при МИД России) и отдаётся под нужды различных дипломатических миссий. Первой, в 1924 году, сюда въехала дипмиссия Норвегии. Затем в 1945–1946 годах здесь находилось представительство Югославской Республики. И, наконец, здание отошло к посольству Дании.
Ходит легенда, что посол этой скандинавской страны предлагал Морозовой датский паспорт, но она отказалась: «Милостивый государь! Я потомственная московская купчиха. Всё здесь создавали мои предки. И даже если дело рук их, не дай Бог, будет уничтожено, мой вдовий долг обиходить родную могилу».
Вид со двора. Вход в зал приёмов
В конце концов посольский особняк ей пришлось оставить навсегда. Маргарита Кирилловна и её сестра Елена Кирилловна Вострякова, тоже вдова, вынуждены были поменять не одно временное пристанище, пока после войны им не дали ордер на квартиру в новом микрорайоне за Ленинскими горами, на Боровском шоссе, возле МГУ. «Здесь прекрасный вид и свежий воздух», – написала Маргарита в письме дочери в Бостон за несколько месяцев до смерти (1958).
Из всех её детей в СССР остался лишь Михаил Михайлович, тот самый Мика. Он стал известным шекспироведом и ушёл из жизни в 1952 году.
Особняк по-прежнему находится в ведении ГлавУпДК, и, чтобы обеспечить дипломатам соответствующие их статусу условия пребывания в России, оно поддерживает в надлежащем виде этот замечательный памятник истории и культуры.