Кто ждёт конца света?
Шок – так можно назвать эффект от этих сообщений: в Пензенской области 29 последователей религиозной секты (с ними четверо детей) укрылись под землёй в выкопанном ими убежище. Среди них – 10 граждан Белоруссии. Эти люди намерены ожидать там конца света, который, по их словам, наступит в мае будущего года. Они заявляют: если против них будут предприняты насильственные меры, то они совершат массовое самоубийство. Вместе с детьми. Одновременно с этой информацией стала известна и такая: в России сейчас около тысячи различных сект.
О появлении сектантов-пещерников в Пензенской области ходят противоречивые слухи. По одним данным, они явились по приглашению своего духовного лидера, некоего Петра Кузнецова. Сам Кузнецов, кстати, не полез за своими последователями в землянку. По другим, в деле была замешана некая «сестра Зоя», которая навеяла им мрачные думы. В любом случае, кто бы ни выступал в роли гуру, «конец света» для кого-то из сидельцев может когда-нибудь наступить, поскольку сидеть в землянке холодно. Жаль их всех, но детей – особенно…
Жуткие сообщения подобного рода время от времени искрят, подобно электрическому разряду, на лентах информационных агентств, будоражат мировое сообщество. В Уганде 530 сектантов совершили самосожжение… В Китае несколько сотен сектантов объявили голодовку… В 1993 году в штате Техас произошло событие, потрясшее не только США, но и весь мир: новоявленный мессия секты «Ветвь Давидова» Дэвид Кореш со своими верными сторонниками и их детьми забаррикадировался на своём ранчо, пытаясь укрыться от правоохранительных органов (гуру обвинялся в незаконном изготовлении и продаже огнестрельного оружия). Осада с применением тяжёлой бронетехники длилась 50 дней. Наконец силовики предприняли штурм, разрушили ранчо танками. 75 членов секты сгорели заживо или задохнулись в дыму. Правда, два десятка детей они всё-таки с собой на тот свет не взяли. Полицейские уговорили осаждённых отпустить малолеток на волю.
Чем закончится история с пензенскими «сидельцами», пока неизвестно. Ни переговоры местных властей и просьбы выйти из укрытия или хотя бы отпустить детей, ни дежурный пост милиции, ни увещевания сотрудников Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, ни обращение к ним архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета (Карагодина) успехом не увенчались. Не помог и бывший предприниматель Герман Стерлигов, убеждавший «пещерных жителей» возвратиться в истинное лоно церкви.
Что дальше будут делать власти, если добровольные затворники так и останутся зимовать под землёй? Пустят в убежище слезоточивый газ? Пригонят бронетехнику, чтобы разрушить землянку? Фатальные промахи и бессмысленные жертвы чужой, да и своей истории никого ведь не учат. Похоже, в стране поднимается волна «пещеромании»: пронеслась очередная новость о прячущихся под землёй сектантах в Казани. Мучеником быть не только почётно, но и «статусно»: журналисты нахлынули, разговоров сколько!
– К религии вся эта история не имеет никакого отношения, – считает руководитель психологической лаборатории Московского областного центра социальной и судебной психиатрии доктор психологических наук Виктор Викторович Гульдан. – С таким же успехом под землёй можно дожидаться НЛО или коммунизма. Судя по всему, речь идёт об индуцированном бреде с разной степенью выраженности. Психически здоровыми в этой пещере могут быть разве что малолетние дети, которых родители туда затащили. Что касается их духовного лидера, то тут вопрос сложнее. Манипулятивное поведение такого рода присуще не только людям с психическими отклонениями. То, что он не спустился под землю вслед за своей паствой, говорит о том, что у него ярче выражен инстинкт самосохранения. Это может быть аргументом в пользу его психического здоровья.
Я не думаю, что внешние уговоры, вмешательство специалистов и сотрудников правоохранительных органов приведут к положительному результату. Нужно заставить самого «духовного лидера» присоединиться к группе своих почитателей. Поскольку именно он внушил этим людям идею ждать конца света под землёй, то только он может воздействовать на их сознание и вывести их оттуда.
Формирование сектантских общин или групп никак не связано ни с типом государства, ни с социальным климатом, ни с национальным менталитетом. Мы видим, что подобные события происходят и в самых благополучных демократических государствах. Случай в Пензенской области также не является чисто российским специфическим явлением или порождением социальных тектонических сдвигов. Тут просто «удачно» сошлись люди с психическими проблемами и повышенной внушаемостью и некий «гуру», у которого свои психологические проблемы и который пытается их решить за счёт других.
Остаётся только удивляться беспечности и местных жителей, и правоохранительных органов, под носом у которых некие пришельцы два месяца рыли катакомбы. Если такого рода события в ближайшее время будут повторяться, то в основном благодаря поведению СМИ, делающих героями людей с повреждённой психикой. Вирус суррогатного мессианства весьма заразителен.
А мне как журналисту интересна не столько медицинская подоплёка события, сколько социальная первопричина ухода любого человека, здоров он или болен, в сектанты. Ведь гуру, подобные Кузнецову, не посылаются на землю с неба. На них, видимо, появляется определённый «социальный заказ» каких-то слоёв общества.
Вспомним: ещё в начале прошлого века существовали крепкие родовые связи. Человек ощущал себя не песчинкой или щепкой, несущейся по течению жизни, а членом большого семейного клана, в котором всегда можно было найти моральную поддержку. Однако портреты предков были сожжены в печах революции, эпистолярный жанр вышел из моды, раскололись даже мелкие остатки некогда дружных семей. На их место пришли временные сообщества – общежития, коммуналки, затем многоэтажки-муравейники. Семейные связи с бешеной скоростью продолжают разрушаться сегодня, в эпоху глобализации, когда появилась возможность жить и работать за границей. Недаром только начавшийся XXI век уже получил название века разбитых семей.
Секта же в этой критической для любого человека ситуации предлагает такую «социальную услугу», как подобие семейных отношений. Вновь прибывшего встречают с радостью, как заблудшего брата, обласкивают, сажают на особое место. На какое-то время он перестаёт себя чувствовать одиноким. Возникает момент обретения пристанища, принятия в определённый круг друзей, единомышленников.
Нового члена секты ни на день не оставляют одного, с ним ведутся душеспасительные беседы, и это приносит умиротворение: ведь наконец-то им кто-то интересуется, льёт бальзам на душу. Везде чужой, тут он ощущает себя своим, ему дают понять, что он ценен наравне с другими. Он и не подозревает, что его покупают этой твёрдой во все времена валютой – сознанием своей необходимости другим. Гуру и его окружение заменяют родителей, утраченных в детстве или юности, братьев и сестёр. Постепенно его затягивают в сладкую паутину суррогатных семейных отношений, и он взамен отдаёт свою свободу, психическое здоровье, а иногда и жизнь – свою и своих несчастных детей.
– Совершенно с вами согласен, когда речь о здоровых ещё людях с психологическими проблемами, – комментирует мою точку зрения В.В. Гульдан. – Но в случае индуцированного бреда как психического расстройства психологические проблемы отступают на второй план. События развиваются по законам психопатологии, и бредовые идеи перестают поддаваться внешним воздействиям.
…Человек, не связанный накрепко со своим стволом и многочисленными веточками, подобен сорванному с дерева осеннему листу: куда ветер его прибьёт, там и пристанище. Вот и заносит его невесть куда, на задворки жизни.
Кто им поможет? Не знаю. У меня нет ответа.
P. S. Тех, у кого такой ответ есть, просим откликнуться по электронным адресам gam@lgz.ru mazurova@lgz.ru
Отдел «ОБЩЕСТВО»
Молельный дом в Бековском районе Пензенской области
Вид на овраг, где в пещере укрылись сектанты