Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 мая 2015 г.
Искусство

Песни войны и мира

20 мая 2015
А. Пахмутова, М. Строганова (Волгоград) и В. Халилов

В Московской консерватории завершился Третий Международный открытый фестиваль искусств «Дню Победы посвящается…»

Идея такого смотра лежала на поверхности, но, как оказалось, аналогов такому фестивалю пока нет. «Исторический период Великой Отечественной войны явился источником возникновения множества шедевров в самых различных жанрах – театр, кино, музыка, литература отдали дань событиям тех лет, – рассказал о концепции проекта его автор и художественный руководитель, дирижёр Александр Соловьёв. – В этом – уникальность нашего фестиваля, в программе которого – хоровые гала-концерты, выступления мэтров эстрады и оперы, танцевально-драматический спектакль, симфоническая музыка и, конечно же, россыпь всеми любимых песен о войне».

Каждая из шести программ запомнилась «лица необщим выраженьем». Грандиозный гала-концерт задал мощный старт: бравые оркестранты и оркестрантки во фраках с лампасами из Центрального военного симфонического оркестра России под управлением генерал-лейтенанта Валерия Халилова, студенческие хоры из Казанской консерватории, Санкт-Петербургского института культуры, Камерный хор Московской консерватории, а также Академический Большой хор РГГУ, занявшие не только сцену Большого зала консерватории, но и балкон первого амфитеатра, вдохновенно исполнили кантату «Александр Невский» Сергея Прокофьева. А второе отделение было отдано нашей выдающейся современнице Александре Пахмутовой – создательнице многих «песен о главном». Они закольцевали программу фестиваля, прозвучав и на финальном концерте вместе с симфоническими опусами – прелюдией «Подольские курсанты», Концертом для трубы с оркестром, фрагментами из «Русской сюиты».

В переполненном БЗК слушатели неистово аплодировали самой Александре Николаевне, солировавшей за роялем, её супругу, соратнику и соавтору – поэту Николаю Добронравову, сопереживавшему в зале, стоя пели с Иосифом Кобзоном «Поклонимся великим тем годам», сплачиваясь с едином порыве. И нельзя не согласиться с Александром Соловьёвым: «День Победы – больше чем праздник, это святая тема для каждого гражданина России. Это память, которая объединяет множество культур на постсоветском пространстве и сплачивает их в единое национальное целое. У нас любят отмечать круглые даты: тогда организуются массовые празднества, куда каждый спешит внести свою лепту. Но есть события, которым мы должны отдавать дань памяти вне зависимости от их юбилейности – по велению сердца и совести. К таковым прежде всего относится годовщина Дня Победы в Великой Отечественной войне».

Отдельная тема в фестивальной программе – дети. Юные Маша Строганова и Богдан Липатов, завоевавшие симпатии публики на открытии, всемирно известная Владимирская капелла мальчиков и юношей, щегольнувшая виртуозным мастерством. В Рахманиновском зале концертный хор «Радуга» под управлением Анны Московчук представил трогательную музыкально-литературную композицию, исполнив не только песни, но и стихи о войне.

Важно, что организаторы включили в программы фестиваля сочинения композитора-юбиляра и фронтовика Андрея Эшпая, чей инструментальный опус Larga­mente для гобоя и струнного оркестра был озвучен в Малом зале 9 мая (Московский камерный оркестр «Времена года», дирижёр – Владислав Булахов, солист – Денис Голубев), а хоровая миниатюра «Песня о криницах» прозвучала накануне юбилея мастера 14 мая в БЗК (солистка Мария Челмакина).

Неизбежно уходят от нас участники Великой Отечественной, тем важнее общение с очевидцами. Яков Дубравин, мэтр ленинградской композиторской школы, привёз на фестиваль композицию «Ленинград и Победа» в исполнении обворожительной звезды Этери Бериашвили и женского хора училища имени Н.А. Римского-Корсакова под управлением Сергея Екимова, только что выигравшего Гран-при Всероссийского хорового конкурса. «Я принадлежу к тому поколению, в котором с детства живёт понимание того, что самим фактом жизни на этой земле мы обязаны тем, кто воевал и разгромил врага, кто героическим трудом в тылу приближал заветный час Победы, кто на своих плечах вынес все лишения и тяготы войны, – поделился Яков Дубравин. – Помню 9 мая 1945 года: я, шестилетний мальчик, стоял на Невском проспекте, и передо мной много часов подряд шёл ликующий народ... Были слёзы и улыбки, цветы и объятия, звучала музыка, люди пели и танцевали. И такого человеческого братства я больше не видел никогда! Страшная война и Великая Победа прошли через моё детство, впитались в кровь и «выплеснулись» в некоторые музыкальные сочинения. Великая Победа для меня, для нас – это одновременно и «радость со слезами на глазах», и радость – великая, бесконечная, многоцветная!»

Об этом же – о трагедии и катарсисе – скрипичный «Траурный концерт» Карла Хартмана (солист Станислав Малышев), пьеса бостонского композитора Тони Шеммера «На горный склон крутой», кантата для хора и оркестра «Песни войны и мира» Альфреда Шнитке, прозвучавшие в финальном вечере фестивального марафона в исполнении ансамбля «Студия новой музыки» и Камерного хора Московской консерватории под управлением Александра Соловьёва. Жёсткая, бескомпромиссная музыка благодаря великолепной интерпретации оказалась абсолютно понятной и не оставила никого равнодушным, подтвердив ещё раз очевидную истину: то, что было 70 лет назад, не должно повториться.

Благодарные слушатели несли артистам цветы, но среди них были особые букеты – сирень, выращенная в честь Победы, которую вручили потомки великих вое­начальников, учредители Фонда памяти полководцев Победы Ольга Бирюзова и Наталья Малиновская. Их «слёзы на глазах» – лучшая оценка фестивалю.


Тэги: Музыка
Обсудить в группе Telegram

Евгения Кривицкая

Евгения Кривицкая, доктор искусствоведения, про... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я русская»

    16.10.2024
  • Сочи. «Сириус». Аплодисменты

    20.06.2024
  • Портал в мечту

    17.04.2023
  • Мемориальный концерт

    29.03.2023
  • Лекарь душ человеческих

    29.03.2023
  • Под сенью олимпийских муз

    801 голосов
  • Андрей Макаревич: «Я ненавижу конспирологию…»

    95 голосов
  • Вопиющие гласы

    79 голосов
  • Гений

    60 голосов
  • Чужих наречий погремушки

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS