Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 июня 2021 г.
Литература

Песни второй волны

22 июня 2021

Всеволод Емелин. Фейк ньюз. – М.: ОГИ, 2020. – 152 с.

Читать стихи Всеволода Емелина, как и слушать живьём, одно удовольствие. Поражаешься эрудиции, иронии, политической осведомлённости. Интересна ли ему политика? Не думаю, чтобы уж очень. В его стихах она проявляется скорее как поэтический образ несправедливого, пластмассового, вечно меняющегося и непрестанно изменяющего нам мира. Мира войн, западни, пиара, ковида и миазма политиков. Кто-то должен был честно, объективно написать о матушке-России в эпоху ковид-19. Вот поэт Всеволод Емелин и написал:

Сквозь жёлтую кожу видны
Кости скелета.
Не все доживут до весны,
Не все доживут до лета.
Над башнями многоэтажными
Расцветает заря.
Зря хрюкаете вы, граждане.
Зря.
Песни второй волны
Слушайте до рассвета.
Не все доживут до весны,
Не все доживут до лета.

2020 год, думается, стал переломным в истории страны и мира. Никогда ещё мы не ощущали так остро ценность человеческой жизни: собственной, членов своей семьи, друзей, коллег, людей вокруг... Коронавирусный хаос показал нам, насколько мы хрупки как Божьи творения и как скоротечна порой бывает человеческая жизнь. Каждый из нас потерял из-за ковида друзей, знакомых. И это печально. Но поэт на то и поэт, чтобы писать о действительности иногда с грустью, а иногда со смехом.

Конечно, скажете вы, до него и Дмитрий Быков, и Александр Вулых, и Вадим Степанцов, и Орлуша неплохо писали об актуальном, но у Емелина свой, не похожий ни на чей другой голос:

Мне не жалко тела стройного –
В крематории сожгут.
Ну а душеньку конвойные
Поведут на Страшный суд.
Адвокат дела затянет,
Но судья – тот будет строг,
И по множеству деяний
Мне присудят главный срок.
Чтоб такая вот погода
Была вечно на дворе,
Девятнадцатого года
Жить всегда мне в декабре…

Кроме того, поэта отличает и собственный, не поддающийся рациональному объяснению путь. Судите сами: то он пьёт водку, закусывая огурцом, сидя в дежурной рюмочной на Арбате (о чём у него, кстати, есть стихи), то служит в храме, то пишет пронзительные, горькие, подчас душераздирающие стихи. Как всё это сочетается в одной жизни, укладывается в одной голове? Впрочем, если покопаться в исторической памяти, мы найдём близких ему по духу литераторов: Есенина, Шукшина, Высоцкого и, конечно же, Венечку Ерофеева. Однажды в интервью я прямо спросил Емелина, с кем из героев литературы он мог бы себя сравнить, и он ответил, что с Венечкой, персонажем вечной поэмы «Москва – Петушки». И ведь это чистая правда!

Все эти мастера (Есенин, Шукшин, Высоцкий), несомненно, «зрели в корень», как заповедовал Козьма Прутков, и справлялись с гнетущей действительностью с помощью творчества и водки:

Звучит здравица за здравицей,
Водка льётся в сто ручьёв.
Оппозиция спивается –
Сообщил В. Соловьёв.

Не зовите к ним полицию,
Не лишайте их вина.
Вы спросите оппозицию:
От чего она пьяна?

Да от боли за Рассею,
От страдания души.
Пил от этого Есенин,
Пил Высоцкий и Шукшин...

При этом творчество для Всеволода Емелина – это способ достучаться до мира, когда остаётся всего один шаг до гибели, до пропасти.

Его стихи, думается, не рассчитаны на долгую жизнь, эти «фейковые новости» актуальны здесь и сейчас. Но завтра по ним можно будет точно восстановить хронологию как внешних событий, так и внутренних, происходящих в душе поэта.

В сборнике «Фейк ньюз» проявляется не столько желание постебаться над внутренней и внешней политикой или обсудить с читателем такие злободневные вопросы, сколько потребность освободиться от оков, понять ситуацию, посмотреть на неё с юмором, по-емелински:

Я не знаю, кого обвинить,
Но прошла моя жизнь неудачно,
Все приличные люди идут на митинг,
А жена меня тащит на дачу.

В электричках воскресных трясусь,
Напрягая тщедушное тело,
За окошком проносится Русь,
Так и жизнь моя зря пролетела.

Емелин знает, о чём говорит, не поддаваясь на уловки ежедневно выплёскиваемых с экранов телевизоров тонн пропаганды. В его стихах присутствует некая игра с реальностью: автор ничего не выдумывает, а показывает в зеркале скорчившуюся рожу этого мира, чтобы читатель сам изумился.

Как и подобает поэту, Всеволод Емелин противопоставляет себя толпе, имея собственный взгляд на вещи:

Пускай не все мы Конфуции,
Но есть авторитетное мнение,
Что пора вносить в Конституцию
Поправки и дополнения.

Конституция –
            это вам не бараны чихали,
За неё всё отдаст наш великий народ,
За неё дворянин, разночинец
                                   и пролетарий
Шли под пушки, на каторгу,
                                   на эшафот.

Безусловно, нельзя принимать всё написанное Емелиным в 2019– 2020 годы за чистую монету. Тем более когда сборник носит называние «Фейк ньюз», а на обложке изображена газета PRAVDA. В этом сборнике в присущей ему манере поэт выступает и как укротитель нравов, и как юморист, и как трагик поневоле.

Стихи Емелина порой грешат неточностью рифм, они неровны, они порой тенденциозны, но всегда легко узнаваемы и этим хороши. Емелин как мало кто рубит правду-матку:

Туманная грядущая конструкция
Всё ярче обретает зримый вид:
У каждого своя поправка
                                   в Конституцию,
А у поэта за культуру всё горит.
Поэтому, надев перчатки и маски,
Надо лететь на участок пулей,
Ведь отдали китайцам политый
                                   кровью Даманский
И глазом не сморгнули.
Почему важна поправка
                                   в Конституцию
О сохранении памяти исторической?
Потому что у нас некоторые,
                                   когда нажрутся,
Дал ьнейшего не помнят
                                   категорически…

И всё-таки Емелин не политолог, он поэт, которому дана возможность говорить от лица миллионов в мире, где люди беззащитны перед лицом беззакония. Об этом его стихи, написанные сегодня – с верой в лучшее завтра.

Артём Комаров


Тэги: Артм Комаров
Обсудить в группе Telegram

Артём Комаров

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «После ужина не работаю…»

    03.11.2021
  • Каждый читатель – одиночка

    07.07.2021
  • Паромщик слов

    10.03.2021
  • Равновесие мироустройства

    29.07.2020
  • Космос нас слышит

    26.02.2020
  • Космос нас слышит

    8 голосов
  • Каждый читатель – одиночка

    8 голосов
  • «После ужина не работаю…»

    6 голосов
  • Равновесие мироустройства

    5 голосов
  • Паромщик слов

    2 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS