Нешуточные страсти разгорелись в Санкт-Петербурге накануне проведения традиционного фестиваля авторской песни «На Соловецких островах», вот уже в четвёртый раз собирающего под свои знамёна авторов-исполнителей не только из российских регионов, но и представителей бардовского сообщества ближнего зарубежья.
Группа деятелей науки, культуры и представителей духовенства обратилась с коллективным письмом в адрес высших руководителей Российской Федерации, требуя запретить проведение на Соловецких островах любых мероприятий, оскорбляющих, на их взгляд, память жертв политических репрессий. Другая группа не менее уважаемых деятелей науки, культуры и представителей духовенства также обратилась с коллективным письмом в тот же адрес, возражая поборникам любых запретительных мер. Вся эта полемика вызвала к жизни обсуждение более серьёзной проблемы: проблемы хозяйственных отношений между церковными властями и руководством музеев-заповедников, волею судеб зачастую находящихся под одной крышей.
На эту тему в Санкт-Петербурге медийным агентством РОСБАЛТ был проведён круглый стол, участники которого обсудили вопрос: «Стоит ли ставить забор между церковью и музеем». Законодательно вопрос реституции в нашем государстве не решён, поэтому, к сожалению, нередко возникают конфликтные ситуации, хотя государство уже передало Русской православной церкви очень многое из того, на что она претендует. Наиболее ярко этот конфликт проявился при выселении с острова Валаам по решению суда людей, живших там с советских времён. Монастырь предоставил выселяемым жильё вне пределов острова, но люди уезжать не хотят, поскольку «вросли» в эту землю. Подобная ситуация может иметь место и на Соловецких островах, где родилось и выросло уже не одно поколение соловчан.
Обсуждение мирного сосуществования церквей и музеев проходило на круглом столе в атмосфере взаимопонимания и поиска компромисса. Наличие же фестиваля авторской песни «На Соловецких островах», проводимого по благословению наместника Соловецкого ставропигиального монастыря архимандрита Иосифа и одобренного администрацией Архангельской области, руководителями МО «Соловецкое сельское поселение», а также дирекцией музея-заповедника, вызвало у представителя церкви, преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, доктора богословия Митрофанова бурю негативных эмоций. Он буквально обрушился на всё бардовское движение, заявив, что творчество Окуджавы, Высоцкого, Бичевской, Кима и других – ничтожно, а фестиваль авторской песни на Соловках не что иное, как пляски на костях и «зарабатывание» денег, выразив при этом несогласие с наместником Соловецкого монастыря, благословившего фестиваль. Хотя ему как историку наверняка известно, что эта традиция идёт из глубины веков и является не чем иным, как устным народным творчеством. Его нисколько не смутило, что фестиваль проводится под девизом «Преображение» и ставит основной своей задачей противостояние массовой культуре. Участники фестиваля приезжают на Соловки за свои деньги, а расходы на проведение фестиваля несут музей-заповедник и клуб авторской песни «Восток».
Справедливости ради надо заметить, что в стенах Александро-Невской лавры, где преподаёт г-н Митрофанов, а точнее, в Свято-Духовском её корпусе, регулярно проходит Фестиваль авторской песни имени св. князя Александра Невского, а каждой весной по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира проводится масштабный всероссийский фестиваль. Организаторы Соловецкого фестиваля неоднократно имели честь представлять своё творчество в святых стенах лавры. Но одно дело – восставать против наместника Соловецкого монастыря, а другое дело – против своего правящего архиерея, от которого всецело зависишь.
Досадно, что телевидение озвучило позицию г-на Митрофанова, оставив за кадром противоположные мнения журналистов РОСБАЛТа и организаторов фестиваля. Слава богу, что санкт-петербургские печатные СМИ и радио представили различные мнения.
И всё-таки здравый смысл победил, и IV фестиваль авторской песни «На Соловецких островах» состоялся. Взлетели на флагштоки флаги Соловецкого музея-заповедника, клуба песни «Восток» и собственно фестиваля. Несмотря на ненастье, сотни людей спели гимн Соловков – песню «На Соловецких островах», написанную в далёком 1964 году организатором и председателем жюри фестиваля Валентином Вихоревым. Кстати, под эту песню, звучащую по местному радио, вот уже много лет просыпаются местные жители. Тридцать городов России и ближнего зарубежья прислали своих представителей на фестиваль, а министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, находившийся на Соловецких островах с деловым визитом, придя на концерт открытия, вместо приветствия сказал: «Мне очень повезло, что я побывал на Соловках, и вдвойне повезло в том, что мой приезд совпал по времени с таким замечательным событием, как фестиваль авторской песни. Наше поколение воспитано на бардовской песне. Она была, есть и будет. Она должна продолжаться, ибо это – эстафета чувств от поколения к поколению. Авторская песня возвышает души. У нас сейчас много спорят о духовно-нравственном воспитании. Споры важны, но дела гораздо важнее. То, что вы делаете, – и есть самое главное. Прав Владимир Высоцкий: важно, какие книжки мы читали в детстве. Я думаю, что не менее важно, какие песни мы в детстве слушали. Очень здорово, что хорошие песни звучат и сейчас. Для молодёжи это особенно важно. Я желаю фестивалю и всем вам, чтобы он продолжался. И это обязательно. Всё, что мы делаем, возвращается нам сторицей. Спасибо вам огромное!»
И фестиваль жил. Работали творческие мастерские, на которых нашлось место не только похвалам, но и зачастую весьма нелицеприятным оценкам. Немало внимания было уделено поэзии как первооснове жанра авторской песни: на фестиваль приехало немало поэтов, прослышавших о том, что здесь к поэзии относятся серьёзно. Фестиваль не развлекал публику, а работал и помимо основной миссии обнаружил совсем неожиданный дополнительный, но не менее важный «эффект»: зародилось новое творческое сообщество вокруг Соловков, получившее название «Соловецкое братство». По мнению директора музея-заповедника М.В. Лопаткина, это сообщество нужно рассматривать шире, не замыкая его только на творческую, жанровую специфику фестиваля и как средство межфестивального общения «по поводу Соловков». Это перспективный институт коммуникации между уникальным духовным, историко-культурным, природным, эстетическим наследием Соловков и деятелями науки и культуры, на островах не живущих. Дай-то бог.
И всё-таки главным было то, что каждый участник фестиваля ни на минуту не забывал, что находится у стен святыни православия, что здесь покоится прах безвременно погибших во времена политических репрессий, что здесь была школа юнг, многие из которых сложили свои головы в Великой Отечественной войне. Каждый ощущал свою причастность к тому, что было, есть и будет в нашей стране. Легли к памятникам павших живые цветы. Склонились головы в минуте молчания в память об убитых. И умолкли песни на Соловках. До следующего фестиваля.
, собкор «ЛГ», САНКТ-ПЕТЕРБУРГ