Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Песня светская и власть соловецкая

01 января 2007

ПРОБЛЕМА

У сообщества КСП есть перспективы для роста;  А. ЧЕРНЫШОВНешуточные страсти разгорелись в Санкт-Петербурге накануне проведения традиционного фестиваля авторской песни «На Соловецких островах», вот уже в четвёртый раз собирающего под свои знамёна авторов-исполнителей не только из российских регионов, но и представителей бардовского сообщества ближнего зарубежья.

Группа деятелей науки, культуры и представителей духовенства обратилась с коллективным письмом в адрес высших руководителей Российской Федерации, требуя запретить проведение на Соловецких островах любых мероприятий, оскорбляющих, на их взгляд, память жертв политических репрессий. Другая группа не менее уважаемых деятелей науки, культуры и представителей духовенства также обратилась с коллективным письмом в тот же адрес, возражая поборникам любых запретительных мер. Вся эта полемика вызвала к жизни обсуждение более серьёзной проблемы: проблемы хозяйственных отношений между церковными властями и руководством музеев-заповедников, волею судеб зачастую находящихся под одной крышей. 

На эту тему в Санкт-Петербурге медийным агентством РОСБАЛТ был проведён круглый стол, участники которого обсудили вопрос: «Стоит ли ставить забор между церковью и музеем». Законодательно вопрос реституции в нашем государстве не решён, поэтому, к сожалению, нередко возникают конфликтные ситуации, хотя государство уже передало Русской православной церкви очень многое из того, на что она претендует. Наиболее ярко этот конфликт проявился при выселении с острова Валаам по решению суда людей, живших там с советских времён. Монастырь предоставил выселяемым жильё вне пределов острова, но люди уезжать не хотят, поскольку «вросли» в эту землю. Подобная ситуация может иметь место и на Соловецких островах, где родилось и выросло уже не одно поколение соловчан.
 
Обсуждение мирного сосуществования церквей и музеев проходило на круглом столе в атмосфере взаимопонимания и поиска компромисса. Наличие же фестиваля авторской песни «На Соловецких островах», проводимого по благословению наместника Соловецкого ставропигиального монастыря архимандрита Иосифа и одобренного администрацией Архангельской области, руководителями МО «Соловецкое сельское поселение», а также дирекцией музея-заповедника, вызвало у представителя церкви, преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, доктора богословия Митрофанова бурю негативных эмоций. Он буквально обрушился на всё бардовское движение, заявив, что творчество Окуджавы, Высоцкого, Бичевской, Кима и других – ничтожно, а фестиваль авторской песни на Соловках не что иное, как пляски на костях и «зарабатывание» денег, выразив при этом несогласие с наместником Соловецкого монастыря, благословившего фестиваль. Хотя ему как историку наверняка известно, что эта традиция идёт из глубины веков и является не чем иным, как устным народным творчеством. Его нисколько не смутило, что фестиваль проводится под девизом «Преображение» и ставит основной своей задачей противостояние массовой культуре. Участники фестиваля приезжают на Соловки за свои деньги, а расходы на проведение фестиваля несут музей-заповедник и клуб авторской песни «Восток». 

Справедливости ради надо заметить, что в стенах Александро-Невской лавры, где преподаёт г-н Митрофанов, а точнее, в Свято-Духовском её корпусе, регулярно проходит Фестиваль авторской песни имени св. князя Александра Невского, а каждой весной по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира проводится масштабный всероссийский фестиваль. Организаторы Соловецкого фестиваля неоднократно имели честь представлять своё творчество в святых стенах лавры. Но одно дело – восставать против наместника Соловецкого монастыря, а другое дело – против своего правящего архиерея, от которого всецело зависишь. 

Досадно, что телевидение озвучило позицию г-на Митрофанова, оставив за кадром противоположные мнения журналистов РОСБАЛТа и организаторов фестиваля. Слава богу, что санкт-петербургские печатные СМИ и радио представили различные мнения. 

И всё-таки здравый смысл победил, и IV фестиваль авторской песни «На Соловецких островах» состоялся. Взлетели на флагштоки флаги Соловецкого музея-заповедника, клуба песни «Восток» и собственно фестиваля. Несмотря на ненастье, сотни людей спели гимн Соловков – песню «На Соловецких островах», написанную в далёком 1964 году организатором и председателем жюри фестиваля Валентином Вихоревым. Кстати, под эту песню, звучащую по местному радио, вот уже много лет просыпаются местные жители. Тридцать городов России и ближнего зарубежья прислали своих представителей на фестиваль, а министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, находившийся на Соловецких островах с деловым визитом, придя на концерт открытия, вместо приветствия сказал: «Мне очень повезло, что я побывал на Соловках, и вдвойне повезло в том, что мой приезд совпал по времени с таким замечательным событием, как фестиваль авторской песни. Наше поколение воспитано на бардовской песне. Она была, есть и будет. Она должна продолжаться, ибо это – эстафета чувств от поколения к поколению. Авторская песня возвышает души. У нас сейчас много спорят о духовно-нравственном воспитании. Споры важны, но дела гораздо важнее. То, что вы делаете, – и есть самое главное. Прав Владимир Высоцкий: важно, какие книжки мы читали в детстве. Я думаю, что не менее важно, какие песни мы в детстве слушали. Очень здорово, что хорошие песни звучат и сейчас. Для молодёжи это особенно важно. Я желаю фестивалю и всем вам, чтобы он продолжался. И это обязательно. Всё, что мы делаем, возвращается нам сторицей. Спасибо вам огромное!» 

И фестиваль жил. Работали творческие мастерские, на которых нашлось место не только похвалам, но и зачастую весьма нелицеприятным оценкам. Немало внимания было уделено поэзии как первооснове жанра авторской песни: на фестиваль приехало немало поэтов, прослышавших о том, что здесь к поэзии относятся серьёзно. Фестиваль не развлекал публику, а работал и помимо основной миссии обнаружил совсем неожиданный дополнительный, но не менее важный «эффект»: зародилось новое творческое сообщество вокруг Соловков, получившее название «Соловецкое братство». По мнению директора музея-заповедника М.В. Лопаткина, это сообщество нужно рассматривать шире, не замыкая его только на творческую, жанровую специфику фестиваля и как средство межфестивального общения «по поводу Соловков». Это перспективный институт коммуникации между уникальным духовным, историко-культурным, природным, эстетическим наследием Соловков и деятелями науки и культуры, на островах не живущих. Дай-то бог. 

И всё-таки главным было то, что каждый участник фестиваля ни на минуту не забывал, что находится у стен святыни православия, что здесь покоится прах безвременно погибших во времена политических репрессий, что здесь была школа юнг, многие из которых сложили свои головы в Великой Отечественной войне. Каждый ощущал свою причастность к тому, что было, есть и будет в нашей стране. Легли к памятникам павших живые цветы. Склонились головы в минуте молчания в память об убитых. И умолкли песни на Соловках. До следующего фестиваля. 

Владимир ШЕМШУЧЕНКО, собкор «ЛГ», САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Обсудить в группе Telegram

Владимир Шемшученко

Шемшученко Владимир Иванович, родился в 1956 г.... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS