В ноябре Республика Коми отмечала 120-летие со дня рождения Виктора Алексеевича САВИНА (1888–1943), больше известного среди коми народа как Нёбдинса Виттор. Всю жизнь он «беспокоился о том, как поднять коми литературу, создать коми театр, написать новые коми песни». И не просто беспокоился, но и работал – вклад Савина в развитие коми литературы, музыки и театра неоценим. Наследие его обширно: им написано более 150 стихотворений и песен, около 15 поэм и ораторий, 15 рассказов и очерков, около 30 пьес. Он писал сам и учил других. Осталось множество его статей, в которых он анализирует творчество молодых коми литераторов, пишет о необходимости учиться литературному труду.
Началом литературной деятельности В. Савина принято считать 18 августа 1918 года, когда в газете «Зырянская жизнь» было опубликовано его стихотворение «Красный звон». С этого момента и до трагического конца его жизни он остался верен коми литературе. Он писал песни на свои стихи, и те становились народными песнями. В деревнях коми зачастую не знали их автора, но самозабвенно и проникновенно исполняли эти произведения. И сегодня его «Югыд кодзув» («Светлая звёздочка»), «Мича нывъяс» («Красивые девушки») и другие лирические песни звучат среди народа.
С 1918 года (первая театральная труппа коми) и до 1936 года (создание национального театра) Виктор Савин неутомимо работал над тем, чтобы у коми народа существовал свой театр, сам был драматургом, актёром, режиссёром, администратором, директором. Созданные в те годы «В раю» и «Неприкаянная душа» – две полуреальные-полуфантастические пьесы, по-прежнему с удовольствием читают и дети, и взрослые. С постановки его пьесы «Большая вина» в 1919 году началась история национального театра. Сегодня Государственный академический театр драмы Республики Коми носит имя Виктора Савина.
В 1937 году Савин был арестован. Но «гонения» начались ещё задолго до этого. Уже в 1930 г. Савину досталось за «правооппортунистическую трактовку социального типа кулака» в его пьесе «Рытъя» («Вечернее») и от ВКП(б), и от правления КАПП. III конференция КАПП, состоявшаяся в октябре 1930 г., подвергла критике В. Савина за то, что он в «Рытъя» не смог разглядеть и показать новые формы классовой борьбы на селе. Тем не менее поэта избрали в правление КАПП, сделав его ответственным за работу с молодыми авторами.
Следующие три года были для Савина более спокойными. В 1931–1932 гг. были изданы два тома собрания его сочинений. В 1933 г. появилась поэма «Сыктывкар» – самое крупное его поэтическое произведение. Удивительно, что человек, которого «гонят», пишет поэму, не только рассказывающую об истории города, но и прославляющую советскую власть. Поэт считал, что только советская власть дала возможность такого быстрого развития столицы края. Нет никаких поводов обвинять его в неискренности. И всё же что это? Непоколебимая вера? Желание оправдаться? Или вечное «с кем угодно, только не со мной»? Ответов нет, одни вопросы.
В октябре того же года состоялось чествование Савина по случаю 15-летия его литературной деятельности. Но уже в январе 1935 года первичная организация компартии приняла решение исключить его из ВКП(б) за «отрыв от парторганизации». На следующий год Савина всё-таки исключают из ВКП(б), наградив перед этим юбилейным значком.
В сентябре 1937 г. руководство драматического театра (созданного Савиным) выступило с резкими обвинениями в адрес поэта и драматурга, упрекая его в том, что он не уделяет театру должного внимания. Хотя он продолжает активно работать над новыми пьесами (переводными и оригинальными). Последняя его пьеса «Крепость» была закончена 3 октября 1937 г. 8 октября Савина арестовали… На пять лет. Срок закончился в 1942 году, и... Савин оказался в Сибири.
В 1943 году поэт, воспевший революцию и призывавший коми народ к новой светлой жизни, скончался на больничной лагерной койке в 50 километрах от Томска. Долгое время место его захоронения было неизвестно, и лишь в 2006 году могила была найдена. Теперь к известным уже памятникам Савину добавились привезённая оттуда горсть земли, положенная под камень на высоком берегу его родной Вычегды, и крохотные кедры вокруг как исполнение поэтического завещания Нёбдинса Виттора:
Чтоб над сельской
Могилой скромной,
Над густою её травой
Гордо высился кедр огромный,
Сказки сказывал не впервой.
Чтоб и в темень моей могилы,
В мир холодный загробный тот,
Обязательно доходила
Жизнь земли, и лесов, и вод.
И ещё я прошу:
В могилу
Среди отчих моих полей
Провожайте вы не уныло –
По возможности веселей!
Пойте песни,
Что так любил я,
Не корите мою судьбу,
Чтоб и мне, жизнелюбу, было
Веселее лежать в гробу!
А когда уж совсем не станет
Среди вас, дорогих, меня,
Пусть-ка хор
«Песню сердца» грянет,
Как и прежде,
Во славу дня!
В этом году основные юбилейные торжества прошли на родине поэта – в Корткеросском районе, но и Сыктывкар не остался в стороне. В Национальном музее и галерее открылись выставки, посвящённые творчеству Виктора Савина.
В институте языка, литературы и истории Коми прошла конференция. На этой конференции Национальный музей РК представил свою новую работу – компакт-диск о жизни и творчестве поэта, на котором собрано литературное наследие В. Савина: документы, письма, фотографии, отражающие различные стороны его деятельности, фотографии членов его семьи, единомышленников, мест Усть-Сысольска – Сыктывкара 20–30-х годов, связанных с жизнью и деятельностью Савина. В первую очередь этот диск предназначен для школ. Отдельно надо сказать и о новой экспозиции, а по сути – новом музее. Вместо старых «серых» планшетов с ксерокопиями фотографий, писем и документов теперь там современные баннеры, разноуровневые экспозиции.
В день рождения поэта и композитора в Нёбдино прошёл республиканский музыкально-драматический фестиваль «Песня сердца». Самодеятельные и профессиональные коллективы из городов и районов Республики Коми читали стихи знаменитого земляка, пели песни на его стихи, показывали отрывки из его пьес.
Среди гостей праздника был и сыктывкарский театр-студия «Глобус» с новым спектаклем «Скованные…», поставленным руководителем и режиссёром театра Виктором Милюковым специально к этому знаменательному для Республики Коми событию. Спектакль основан на подлинных материалах – письмах Виктора Савина в различные органы власти, в которых он просит освободить его от излишней общественно-политической работы, чтобы можно было наиболее полно отдаться литературной деятельности. В спектакле звучит «живая» музыка. Сценография достаточно проста и символична – множество верёвок, среди которых проходит всё действие и которыми в конце концов опутывают поэта, и он бьётся, как муха в паутине.
, Сыктывкар