«Михаил Шемякин. Симфония цвета» – так называется посвящённая юбилею мастера экспозиция, которую сейчас можно увидеть в его Центре на Садовой, 11.
Большая её часть ¬– масштабная инсталляция, обобщающая работу художника над серией «Гербарий». Произведения этого цикла (работу над ним Михаил Михайлович ведёт на протяжении последнего десятилетия) выполнены в сложной технике коллажа-гербария. Все эти оригинальные картины он создаёт вручную из мельчайших кусочков засушенных листьев и лепестков различных оттенков, скрупулёзно накладывая их пинцетом на клеевую основу. Первый раздел инсталляции состоит из пяти комнат, каждая из которых имеет своё индивидуальное колористическое решение. Цвет вступает во взаимодействие с музыкой, созданной специально под конкретную комнату инсталляции современными авторами, а также дополняется разработанными для проекта ароматическими композициями. Второй раздел экспозиции включает в себя фигуративные произведения серии, исполненные в уникальной авторской технике. Особый интерес представляют листы, на которых сохранилось не само растение, а лишь его след. Как в уже известных своих сериях «Капли» или «Тротуары Парижа», здесь Михаил Шемякин дорабатывает подобные изображения тушью или карандашом. Кстати, материал для картин художник собственноручно собирает в лесах и парках.
Такелажник в Эрмитаже, психушка и монастырь
Будущий художник появился на свет 4 мая в Москве в семье офицера. С 1945 по 1957 год жил с родителями в Дрездене. В 1957 году 14-летний Михаил вернулся в СССР, в Ленинград. Как отмечают биографы, его стремление стать художником возникло под впечатлением от чёрно-белой репродукции Ван Гога, которая произвела на юношу глубочайшее впечатление. С этой минуты он, и ранее не отличавшийся усидчивостью, совсем забросил учебу – его интересовало только искусство. Он был готов рисовать часами, как бы погружаясь в свой собственный мир.
Несмотря на возражения отца, он поступил в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, где учился с 1957 по 1961 год. После чего был отчислен за «эстетическое развращение» однокурсников и несоответствие нормам соцреализма. Молодой художник успел за 1960-е поработать почтальоном, вахтёром, даже такелажником в Эрмитаже. А первая выставка его работ состоялась в помещении редакции журнала «Звезда» в 1962 году.
Спустя пять лет Шемякин основывает группу художников «Петербург». Вместе с философом Владимиром Ивановым он создал теорию метафизического синтетизма, она была посвящена поискам новых форм иконописи, которые базировались на изучении религиозного искусства разных эпох и народов. Два года он провёл послушником в Псково-Печерском монастыре, в период управления им легендарным архимандритом Алипием. Приехав позднее в обитель, Шемякин сказал: «Мой монастырь всегда со мной… Если в миру дьявол аки агнец, то в монастыре он аки лев. Пребывание в монастыре – оно очень сложное. Здесь искушений гораздо больше, чем в миру...»
Государство, однако, усмотрело в оригинальных работах Шемякина, не имевших ничего общего с соцреализмом, бесовщину, за что художник был принудительно помещён в психиатрическую лечебницу. В течение шести месяцев юношу пичкали там сильнодействующими препаратами, что едва не привело к его инвалидности. Интересно, что лечащий доктор позволил пациенту Шемякину устроить в клинике выставку иллюстраций по книгам писателя Мориса Дрюона. Эти рисунки доктор показывал своим практикантам, пытаясь наглядно показать ход развития шизофрении. Из клиники сына вызволила мать, однако последствия принятия психотропных лекарств оказались тяжёлыми. Шемякина долго мучили аллергия на краски и ночные кошмары.
Вспоминая о тех временах в Ленинграде, Шемякин говорил: «Из питерских шестидесятников известен только Бродский, и то благодаря Нобелевской премии. А таких великолепных поэтов, как Горбовский, Охапкин, Кривулин, Уфлянд, не знает почти никто. Как и ленинградских художников. Всё просто. В Москве находились посольства и консульства, а в Ленинграде их не было. И если столичного художника Оскара Рабина вдруг вызывали на допрос в КГБ, об этом писали все западные газеты. Москвичи находились под защитой, их приглашали на банкеты, дипломаты покупали работы. А Ленинград ведь был совершенно закрытый город, и здесь карательный аппарат свирепствовал вовсю…»
В 1971-м Шемякина выслали из СССР, и до 1980 года он проживал во Франции, а затем в США. Но никогда он не забывал о России, о Петербурге, где стал художником. Впрочем, Михаил Михайлович является не только замечательным художником, но и не менее выдающимся скульптором. Ещё в институте преподаватели с удивлением заметили, что ему одинаково легко давалось и то и другое. Именно Петербург, город Петра I, стал местом, где творчество Шемякина проявилось особенно ярко. Многие искусствоведы считают, что именно мистический и загадочный город на Неве сделал его неповторимым творцом.
Пётр на Заячьем острове
«Что взял Михаил Шемякин от любимого им Петра и его главного детища – трагически-прекрасного Санкт-Петербурга? – писал в посвящённой ему статье академик Дмитрий Лихачёв. – Прежде всего он обратился к народному лубку петровского времени с его всешутейшим характером, яркой трансформацией европейской нарядности. Лубок развешивался по бревенчатым стенам крестьянских изб и постоялых дворов и был способен своими яркими красками осветить их полутьму. Изображаемые Шемякиным люди живут в тесных, как избы, пространствах его картин, пляшут как лицедействующие скоморохи, извиваются в смеховых позах… Авангард начала XX в. сомкнулся с народной культурой России допетровского времени, но лишь в творчестве Шемякина искусство обратилось к истокам трагического петровского разлома, когда соки живого дерева потешного скоморошьего искусства брызнули на народное искусство, способствуя появлению совсем новых ростков».
Для большинства петербуржцев знакомство с творчеством Михаила Шемякина начинается со знаменитого памятника Петру I на Заячьем острове Петербургской крепости. В своё время он наделал немало шума, поразив всех своими необычными пропорциями. По словам самого художника, он создавал своего Петра, отталкиваясь от ликов старинных русских икон, считая, что пропорция 1:20 наиболее подходит для создания столь величественной натуры, как Пётр Первый.
Вновь процитируем академика Лихачёва: «Пётр Шемякина не похож на Петра Растрелли-отца, стоящего против Михайловского замка, ни на Петра Фальконе на Сенатской площади. Пётр, гордо восседающий на коне против Михайловского замка – торжествующий триумфатор, похожий на Марка Аврелия на Капитолийской площади в Риме. Пётр, вздыбивший своего коня на Сенатской площади, – властный преобразователь гигантской страны, властитель, вздёрнувший Россию на дыбы. Пётр Шемякина – без пьедестала, он не вздёргивает Россию на дыбы – он отправляет изменников на дыбу».
В городе на Неве есть и другие монументы работы Шемякина. В 1994 году им были созданы скульптуры метафизических сфинксов, которых установили в выбранном им самим месте – напротив ленинградской тюрьмы «Кресты», где в годы сталинских репрессий томились многие политические заключённые. Год спустя вблизи Сампсониевского собора установили шемякинский памятник «Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга». Гранитная арка памятника, пересечённая крестом, напоминает окно. А с восточной стороны установлен бронзовый стол с натюрмортом – предметный мир 18-го столетия: на нём расположились первый план Петербурга, подсвечник, трубка, вычислительные инструменты и символический череп. Рядом поставлен бронзовый стул, образцом для которого служила подлинная голландская мебель XVII в. На восточной стороне арки сверху укреплён бронзовый медальон с портретом Петра Великого.
В Стрельне под Петербургом в парке Константиновского дворца находится масштабный памятник работы Шемякина «Царская прогулка». Скульптурная композиция была установлена в 2002 году на берегу Финского залива и представляет собой Петра и Екатерину I на прогулке в сопровождении карлика и двух борзых собак. Наконец, в Северной столице есть несколько памятников работы Шемякина политикам, напоминающих о бурных 90-х.
Петербург воспитал меня как художника
Петербург Шемякина – это ещё и его удивительные работы в театре. Они ведут свою историю с 1967-го, когда в студии Ленинградской консерватории состоялась постановка оперы Шостаковича «Нос». В 2001 году в Мариинском театре Шемякин поставил собственную версию балета Чайковского «Щелкунчик». Затем следует ещё один балет – по мотивам сказки Гофмана «Волшебный орех» – с его либретто и оформлением и с оригинальной музыкой Сергея Слонимского.
«Петербург воспитал меня как художника и человека, – сказал Шемякин в одном из интервью. – Помог создать свой мир – мир карнавалов, мир моих натюрмортов, который зарождался во мне в те далекие шестидесятые годы...»