Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 июня 2019 г.
Литература

Петербургская проза подаёт «Сигналы»

Мистификации абсолютно в гоголевском духе

05 июня 2019
Светлана Забарова одержала победу в номинации «Шинель»

На прошедшем в Санкт-Петербурге Книжном салоне по сложившейся традиции состоялось вручение Литературной премии им. Н.В. Гоголя. В разные годы лауреатами премии становились Людмила Петрушевская, Валерий Попов, Александр Мелихов, Юрий Арабов, Илья Штемлер, Эдуард Кочергин.


Петербургская по духу и по прописке премия давно стала международной по сути. В каждом сезоне в литературном поединке участвуют авторы не только из других городов, но и русскоязычные писатели из разных стран. Не стал исключением и нынешний год: в номинации жанровой прозы «Вий» в финал вышел писатель-фантаст из Израиля Павел Амнуэль с книгой «Голубой Альциор», а в номинации традиционной прозы «Шинель» – живущий в Вермонте, но хорошо известный читателям русско-американский прозаик Валерий Бочков с нашумевшим ещё до выхода книги романом «Латгальский крест», получившим хорошую прессу и восторженные отзывы критиков сразу после публикации в журнале «Дружба народов».

Именно литературный тяжеловес Бочков и задал тон борьбе, развернувшейся в номинации «Шинель». Тягаться с маститым автором пришлось петербургским прозаикам Светлане Забаровой (сборник повестей «Сигналы») и Сергею Авилову (роман «Adelante, Гончар, Adelante»).

Несмотря на серьёзную конкуренцию, после долгого обсуждения именно книге «Сигналы» Малое жюри премии отдало первое место.

Проза Забаровой давно замечена в Петербурге, но практически неизвестна широкому кругу читателей. Возможно, премия им. Гоголя исправит эту ситуацию. А тем временем вокруг автора уже начались мистификации в совершенно гоголевском духе. Светлану Забарову стали называть писателем-геодезистом, основываясь на персонажах и тематике представленной на премию книги, хотя на самом деле большую часть жизни она была пианисткой.

Второй год подряд роль Гоголя на вручении премии вместо Ивана Краско исполняет актёр и режиссёр Максим Мельман, и второй раз ему приходится переиначивать известную фразу классика, накидывая шинель на плечи новоиспечённого лауреата: «А поворотись-ка… доня!»

Не менее напряжённая борьба развернулась в номинации документальной прозы «Портрет», в финале которой соревновались театровед Евгений Биневич с целой серией портретов известных деятелей культуры «Судьбы», со многими из которых автор был знаком лично, Олег Демидов с подробнейшей, основанной на уникальном материале биографической книгой «Анатолий Мариенгоф: первый денди Страны Советов» и пронзительная история любви, написанная в соавторстве супругами Гоар и Калле Каспер – книга «Чудо», увидевшая свет уже после смерти Гоар Каспер. Победителем в номинации стал Евгений Биневич, что ничуть не умаляет художественной ценности произведений авторов, ставших дипломантами премии.

В номинации «Вий», помимо Павла Амнуэля, в финал вышли Александр Лидин со сборником повестей и рассказов «Стань героем» и София Синицкая с произведением «Мироныч, дырник и жеможаха. Рассказы о Родине». Наверняка тонкий знаток народного фольклора, любитель гротеска Гоголь оценил бы это название и героев книги Гришу Недоквасова, Митрофанушку Дурасова и Ганнибала Квашнина, принёсших Синицкой диплом лауреата премии.

Мария Ануфриева


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Светлана Забарова, лауреат премии имени Н.В. Гоголя:

– Ставить себе целью получение премии неправильно и вредно для творческого процесса – это лишает автора свободы самовыражения: невольно начнёшь подстраиваться под «модные тенденции», но и впадать в другую крайность – мол, не генеральское это дело – высокомерная глупость. Если о твоей книге ни читатель, ни коллеги по цеху не будут иметь понятия, стало быть ты к собственному труду относишься без всякого уважения. Меня радует, что в общем литературном процессе, который мне напоминает бурление магмы до извержения вулкана: невероятное количество новых имён, книг выплёскивается на прилавки, ошарашивая читателя и повергая в уныние писателя – как в таком фейерверке имён не затеряться, сдюжить, обратить на себя внимание – так вот меня радует, что в этом весьма бурно и живо протекающем литературном процессе есть и моя толика активного участия. Думаю, что всё это бурление литературной магмы является предтечей, предчувствием гения и в конце концов приведёт к извержению и взрыву – явлению гения, и он озарит собой всё пространство и повернёт движение нашей литературы в новом, одному ему известном направлении. Люди хотят читать о самих себе, о своей жизни – они же не вымерли за последние тридцать лет, они продолжают заниматься созидательным трудом, порой в самых невыносимых условиях. Они – высшая каста, элита общества, на них держится наша цивилизация, и именно эти люди, простые труженики, изыскатели, вездеходчики, лётчики полярной авиации, геологи, геодезисты мне интересны, они – герои моих книг, о них и для них я и пишу в первую очередь. Они и есть подлинные лауреаты Литературной премии имени Гоголя.



Тэги: СанктПетербург Книжный салон
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царская забава

    02.11.2022
  • «Литфонд» готовит лоты

    13.09.2022
  • Век культурного расцвета

    13.09.2022
  • Время читать!

    25.05.2022
  • Дворцовая в новом ракурсе

    18.05.2022
  • Век культурного расцвета

    65 голосов
  • Набережная фальшивого героя

    45 голосов
  • Фотоглас

    40 голосов
  • Прозаику и гражданину

    38 голосов
  • Под знаком Даниила Гранина

    33 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS