На прошедшем в Санкт-Петербурге Книжном салоне по сложившейся традиции состоялось вручение Литературной премии им. Н.В. Гоголя. В разные годы лауреатами премии становились Людмила Петрушевская, Валерий Попов, Александр Мелихов, Юрий Арабов, Илья Штемлер, Эдуард Кочергин.
Петербургская по духу и по прописке премия давно стала международной по сути. В каждом сезоне в литературном поединке участвуют авторы не только из других городов, но и русскоязычные писатели из разных стран. Не стал исключением и нынешний год: в номинации жанровой прозы «Вий» в финал вышел писатель-фантаст из Израиля Павел Амнуэль с книгой «Голубой Альциор», а в номинации традиционной прозы «Шинель» – живущий в Вермонте, но хорошо известный читателям русско-американский прозаик Валерий Бочков с нашумевшим ещё до выхода книги романом «Латгальский крест», получившим хорошую прессу и восторженные отзывы критиков сразу после публикации в журнале «Дружба народов».
Именно литературный тяжеловес Бочков и задал тон борьбе, развернувшейся в номинации «Шинель». Тягаться с маститым автором пришлось петербургским прозаикам Светлане Забаровой (сборник повестей «Сигналы») и Сергею Авилову (роман «Adelante, Гончар, Adelante»).
Несмотря на серьёзную конкуренцию, после долгого обсуждения именно книге «Сигналы» Малое жюри премии отдало первое место.
Проза Забаровой давно замечена в Петербурге, но практически неизвестна широкому кругу читателей. Возможно, премия им. Гоголя исправит эту ситуацию. А тем временем вокруг автора уже начались мистификации в совершенно гоголевском духе. Светлану Забарову стали называть писателем-геодезистом, основываясь на персонажах и тематике представленной на премию книги, хотя на самом деле большую часть жизни она была пианисткой.
Второй год подряд роль Гоголя на вручении премии вместо Ивана Краско исполняет актёр и режиссёр Максим Мельман, и второй раз ему приходится переиначивать известную фразу классика, накидывая шинель на плечи новоиспечённого лауреата: «А поворотись-ка… доня!»
Не менее напряжённая борьба развернулась в номинации документальной прозы «Портрет», в финале которой соревновались театровед Евгений Биневич с целой серией портретов известных деятелей культуры «Судьбы», со многими из которых автор был знаком лично, Олег Демидов с подробнейшей, основанной на уникальном материале биографической книгой «Анатолий Мариенгоф: первый денди Страны Советов» и пронзительная история любви, написанная в соавторстве супругами Гоар и Калле Каспер – книга «Чудо», увидевшая свет уже после смерти Гоар Каспер. Победителем в номинации стал Евгений Биневич, что ничуть не умаляет художественной ценности произведений авторов, ставших дипломантами премии.
В номинации «Вий», помимо Павла Амнуэля, в финал вышли Александр Лидин со сборником повестей и рассказов «Стань героем» и София Синицкая с произведением «Мироныч, дырник и жеможаха. Рассказы о Родине». Наверняка тонкий знаток народного фольклора, любитель гротеска Гоголь оценил бы это название и героев книги Гришу Недоквасова, Митрофанушку Дурасова и Ганнибала Квашнина, принёсших Синицкой диплом лауреата премии.
Мария Ануфриева
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Светлана Забарова, лауреат премии имени Н.В. Гоголя:
– Ставить себе целью получение премии неправильно и вредно для творческого процесса – это лишает автора свободы самовыражения: невольно начнёшь подстраиваться под «модные тенденции», но и впадать в другую крайность – мол, не генеральское это дело – высокомерная глупость. Если о твоей книге ни читатель, ни коллеги по цеху не будут иметь понятия, стало быть ты к собственному труду относишься без всякого уважения. Меня радует, что в общем литературном процессе, который мне напоминает бурление магмы до извержения вулкана: невероятное количество новых имён, книг выплёскивается на прилавки, ошарашивая читателя и повергая в уныние писателя – как в таком фейерверке имён не затеряться, сдюжить, обратить на себя внимание – так вот меня радует, что в этом весьма бурно и живо протекающем литературном процессе есть и моя толика активного участия. Думаю, что всё это бурление литературной магмы является предтечей, предчувствием гения и в конце концов приведёт к извержению и взрыву – явлению гения, и он озарит собой всё пространство и повернёт движение нашей литературы в новом, одному ему известном направлении. Люди хотят читать о самих себе, о своей жизни – они же не вымерли за последние тридцать лет, они продолжают заниматься созидательным трудом, порой в самых невыносимых условиях. Они – высшая каста, элита общества, на них держится наша цивилизация, и именно эти люди, простые труженики, изыскатели, вездеходчики, лётчики полярной авиации, геологи, геодезисты мне интересны, они – герои моих книг, о них и для них я и пишу в первую очередь. Они и есть подлинные лауреаты Литературной премии имени Гоголя.