Вопросительное послесловие к фестивалю «Литература и кино»
По подсчётам FIAPF – Международной ассоциации кинопродюсеров, только 47 кинофестивалей в мире имеют полное право называться таковыми. Ещё недавно на попадание в этот список мог претендовать и фестиваль «Литература и кино», о котором «ЛГ» писала много лет подряд. Увы, недавние тектонические сдвиги в судьбе фестиваля не пошли ему на пользу.
Слова «Литература и кино» впервые были артикулированы почти 15 лет назад писателем, ректором Литературного института Сергеем Есиным и его женой, замечательным критиком Валентиной Ивановой. Фестиваль родился в Гатчине, где Александр Куприн написал «Гранатовый браслет», где единственным кинотеатром этого районного города Ленинградской области руководила энергичная, понимающая толк в кинопрокате и в жизни Генриетта Ягибекова. Быть президентом фестиваля несколько лет назад доверили известному питерскому писателю Даниилу Гранину.
В 2008 году ни одного из основателей фестиваля в Гатчине не было.
На пресс-конференции в Москве так никто толком и не объяснил, почему вдруг покинул фестиваль «Литература и кино» и пост несменяемого председателя жюри Есин, место которого занял кинорежиссёр Хотиненко, в особой любви к литературе на экране ранее не замеченный.
Что означает формулировка «покинул» – проворовался, перестал справляться с возложенными на него обязанностями, поссорился с местной властью? Кто и по какому праву приватизировал бренд фестиваля? Ведь окажись на месте Есина более предприимчивый человек, он не только бы запатентовал название фестиваля, но и стриг бы с бренда купоны, стал бы почётным гражданином города (есть за что!), выбил бы квартирку с видом на замечальные парки. А ему лишь с опозданием прислали приглашение на чествование и даже не пригласили в попечительский совет.
Куда делась бессменный генеральный директор Ягибекова, благодаря которой в кинотеатре «Победа» были и Клара Лучко, и Кшиштоф Занусси, и Рената Литвинова, и Евгений Mиронов, и многие другие кинозвёзды?.. Ей последнее время, говорят, пришлось работать в таких условиях, что она оставила сначала кинотеатр, затем фестиваль, а потом и город. Признаюсь, странно читать в газете «Культура»: «Генриетта Ягибекова живёт теперь в Кисловодске, и, как выяснилось, даже местные журналисты ничего не знают о её судьбе, при том что была она очень заметной фигурой в городе». А могла бы автор этих строк Светлана Хохрякова и сама поинтересоваться, что и как с Генриеттой Карповной: за плечами ведь годы совместной работы по организации фестиваля «Литература и кино».
Почему пост президента фестиваля, который занимал выдающийся писатель, был предложен актрисе Светлане Крючковой, а не литератору, учитывая название фестиваля? Не нашлось в культурной столице претендентов? Крючкова, конечно, мастер и Цветаеву с Петровых читает со сцены. Но инаугурация президента Крючковой прошла в Приоратском дворце со скандалом. Цитирую её выступление по «Культуре»: «Я человек прямой и другой уже не буду. Нехорошо приходить в купальнике и оказываться на балу... Меня отпустили из реанимации, а тут мне плюнули в лицо… Я не животное». Всё это прозвучало после того, как на 45 минут растянулось торжество в честь 8-го Марта и выход актрисы задержался. И такие вот слова услышали от любимой актрисы в канун праздника между воспоминаниями об Ахматовой и стихами Цветаевой сельские врачи, учителя, библиотекари.
Кто теперь формирует немногочисленное жюри? Почему литература представлена только Алексеем Варламовым, известным автором биографических книг? Неужели только потому, что герой его тома в серии «ЖЗЛ» Григорий Распутин свою неизбывную любовную энергию и актрисам дарил? В жюри нынешнего года, как на грех, оказался и композитор Журбин, герой, точнее, антигерой вышедшего аккурат в дни фестиваля скандального материала в «Известиях». Так что спрашивали у композитора в Гатчине больше не о музыке к фестивальным лентам, а о якобы имевшем месте быть гей-кастинге в Нью-Йорке, даже страшно сказать для кого.
Фестиваль «Литература и кино» всегда славился точностью и безупречностью выбора лауреатов и феноменальными формулировками наград. И самими призами, конечно. Какой ещё фестиваль мог наградить режиссёра роскошным репринтом энциклопедии Брокгауза и Ефрона или 90-томным собранием сочинений Льва Толстого, выпущенными издательством «Терра»? Сергей Есин, пытавшийся привлечь все эти годы внимание в первую очередь к литературе как таковой и литературе как первооснове выдающихся кинопроизведений, делал это ежегодно. А теперь о заслугах владельца «Терры» Сергея Кондратова, выделявшего каждый год не только драгоценные комплекты, но и пять тысяч долларов на премиальный фонд, кто вспомнит?
В гатчинской библиотеке фестиваля ждали всегда с особым нетерпением. Потому что гости и участники привозили сотни книг, лауреаты иногда передавали сюда терровские фолианты, а к читателям приходили писатели. Сколько их было когда-то на встрече с недавно вышедшим из заключения Эдуардом Лимоновым, к внешнему облику которого с бородкой а-ля М.И. Калинин сложно было привыкнуть! А как принимали студентов Литинститута, как слушали стихи! Обо всём этом 11 лет подряд писал (в том числе и для «ЛГ») журналист и поэт Александр Щуплов. Теперь о призе памяти ушедшего от нас талантливого человека, идея присуждения которого была предложена нашей газетой, можно благополучно забыть.
Новому директору – и кинотеатра, и фестиваля – Елене Тимофеевой, многолетней заместительнице Генриетты Ягибековой, надо не страдать до повышения давления из-за не приехавшей в этом феврале Лии Ахеджаковой. А думать о том, как сохранить (надеюсь, это ещё возможно) уникальную атмосферу фестиваля «Литература и кино», отличающегося от своих собратьев, которых в России гораздо больше, чем думают эксперты FIAPF.
, ГАТЧИНА–МОСКВА