Васильева Н. Александр Киселёв. – М.: Издательство «Белый город», 2008. – 48 с.
Дуванова Е. Горбатов. – М.: Издательство «Белый город», 2008. – 48 с.
Кузовлева Т. Александр Шилов. – М.: Издательство «Белый город», 2008. – 48 с.
Известнейший оккультист и талантливый поэт Алистер Кроули, посетив в 1913 году Россию, оставил нам своё мнение о русском изобразительном искусстве:
«Образование портит Россию, поскольку оно портит всё. Достаточно упомянуть Третьяковскую галерею. Складывается впечатление, что в русском искусстве нет истинного исходного напряжения. <…> В этой галерее тебе пытаются объяснить, что образ природы не имеет никакой связи с искусством, и начинаешь чуть ли не симпатизировать манифесту футуристов». Впрочем, дальше Кроули смягчается: «Рабское подражание, которое прослеживается почти во всём творчестве девятнадцатого столетия, даже в большей степени, чем восемнадцатого, уходит, и будущее русского искусства выглядит более обнадёживающим, чем искусство любой другой страны».
Простим поэту его эмоциональность и отметим, что застал он Российскую империю в период её наивысшего расцвета, когда не только окончательно оформились и застыли предшествующие эстетические тенденции, но и отчётливо обозначились направления возникающих «здесь и сейчас» путей в будущее.
Поэтому и оценку Кроули нельзя назвать совсем уж беспочвенной. Действительно, начало ХХ века предложило нам главным образом совершенство русской пейзажной живописи, жанра, и в самом деле не имеющего глубоких корней в народном творчестве Руси. Неортодоксальный мистик не учёл одного: природа русской культуры покоится на чистом византийском наследии, то есть является европейской в большей степени, нежели «изнасилованная варварами» традиция, принятая собственно Западной Европой.
Время, когда Священная Римская империя «взяла античный след», впоследствии назовут Возрождением. У нас же ничто «из греки» не умирало никогда. И наша «подражательность» – не более чем видимость из ограниченного самодовольства европейца.
Три альбома, предложенные «Белым городом» читателю, хороши тем, что демонстрируют нам не самых известных пейзажистов трёх эпох: второй половины XIX века (Александр Киселёв, умер в 1911 г.), первой половины ХХ (Константин Горбатов, умер в 1945 г.) и начала XXI (Александр Шилов, сын известного портретиста, слава богу, жив).
Глядя на их полотна, уже нам предстоит ответить себе на вопросы: когда пейзаж был совсем не русским, когда не совсем русским, а когда стал совершенно нашим искусством.
Материалов для этого более чем достаточно: «Белый город» не ограничивается собранием упомянутой Третьяковки или иных крупных музеев. Издательство вводит в оборот единицы из фондов периферийных галерей и «кунштюки» из частных коллекций.
Переоценить значение подобного, не побоюсь слова, подвижничества невозможно, тем более что каждый альбом снабжён справочным материалом, хотя и меньшим, чем формат биографий из ЖЗЛ, но бо,льшим, чем статьи энциклопедий.
Ответить «клеветникам России» можно лишь с фактами в руках. «Из живописи» их в изобилии даёт «Белый город» – важное оперативно-тактическое соединение культурного фронта России.