На открытии директор музея Дмитрий Бак зачитал приветствие от директора департамента музеев и внешних связей Министерства культуры РФ Елены Харламовой. С тёплыми словами выступил директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырёв. Произнёс яркую речь Глеб Шульпяков, автор книги «Батюшков не болен». Прозвучали благодарности в адрес партнёров выставки. Среди них – Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный музей А.С. Пушкина, Российская государственная библиотека, Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Останкино и Кусково», Палеонтологический музей. Были названы имена работавших над оформлением экспозиции художника Анастасии Никоновой и дизайнера Татьяны Сафроновой.
По словам куратора выставки Марины Красновой, эпоха романтизма – насыщенный, яркий и очень наполненный период развития русского искусства, в частности, литературы. Это время переосмысления отношений художника с природой, Богом, формирование нового взгляда на историю, которую романтики воспринимали как борьбу со стихией. Для эпохи романтизма характерно переплетение, соединение, синергия искусств. Всё это создатели выставки постарались перенести в помещения дома И.С. Остроухова, где разместилась экспозиция.
Будто странник, следуя из зала в зал, посетитель, словно мозаику, собирает собственное представление о романтизме и в определённом смысле обретает себя – как отметил Дмитрий Бак, «романтизм побуждает нас заметить в себе себя, от чего мы так отвыкли».
Пространство первого зала экспозиции – кабинета романтика – буквально соткано из цитат из «Евгения Онегина». На стене – портреты Байрона, Гофмана и Вальтера Скотта – символов эпохи романтизма. Рядом – импровизированная «книжная полка Жуковского». Среди авторов – Гомер, Батюшков, Баратынский и Адам Смит – тот самый, который упоминается в «Евгении Онегине» («Бранил Гомера, Феокрита; / Зато читал Адама Смита»).
Кабинет романтика невозможно представить без какой-то диковинки. Особое место в экспозиции занимает… череп динозавра. Этот слепок из Палеонтологического музея оказался здесь не случайно. Именно в эпоху романтизма зарождается наука палеонтология.
Среди множества портретов (Батюшкова, Баратынского, Вяземского, Самарина) – «Портрет В.А. Жуковского в Швейцарии» (Г. Фон Рейтерн). Он отражает пейзажность, свойственную искусству эпохи романтизма. Символично оформление картины «В.А. Жуковский, С.И. и А.И. Тургеневы». Она словно помещена в окно с распахнутыми ставнями.
С природной стихией и течением истории связан второй раздел выставки. Здесь, в частности, представлены портреты декабристов из коллекции ГМИРЛИ им. В.И. Даля.
Третий зал полностью построен на стихотворении Жуковского «Невыразимое» и посвящён элегии и балладе.
В последующих залах выставки раскрываются темы роли женщины в эпоху романтизма, формирование фантастической повести, отражение в литературе фольклорных мотивов. Словом, каждый найдёт здесь что-то ценное для себя. Эпоха романтизма продолжается!
Выставка будет работать до 9 июня 2024 года.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Елена Харламова, директор департамента музеев и внешних связей Министерства культуры РФ:
– Богатейшая коллекция материалов позволила Государственному музею им. В.И. Даля реализовать этот значимый проект, меняющий привычный взгляд на классические литературные произведения и канонические биографии писателей.
Представленные в экспозиции документы и уникальные издания позволяют осмыслить литературный процесс эпохи романтизма в России в контексте мировой культуры. Убеждена, что выставка привлечёт внимание гостей современным художественным решением и яркой подачей заявленной темы. От души поздравляю коллег, причастных к открытию выставки, а также всех посетителей и друзей музея.