Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 февраля 2024 г.
Литература

Пейзажи, странствия и череп динозавра

В ГМИРЛИ им. В.И. Даля начала работу выставка «От элегии до хоррора: эпоха романтизма в России»

21 февраля 2024
Один из залов выставки посвящён фантастической повести

На открытии директор музея Дмитрий Бак зачитал приветствие от директора департамента музеев и внешних связей Министерства культуры РФ Елены Харламовой. С тёплыми словами выступил директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырёв. Произнёс яркую речь Глеб Шульпяков, автор книги «Батюшков не болен». Прозвучали благодарности в адрес партнёров выставки. Среди них – Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный музей А.С. Пушкина, Российская государственная библиотека, Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Останкино и Кусково», Палеонтологический музей. Были названы имена работавших над оформлением экспозиции художника Анастасии Никоновой и дизайнера Татьяны Сафроновой.

По словам куратора выставки Марины Красновой, эпоха романтизма – насыщенный, яркий и очень наполненный период развития русского искусства, в частности, литературы. Это время переосмысления отношений художника с природой, Богом, формирование нового взгляда на историю, которую романтики воспринимали как борьбу со стихией. Для эпохи романтизма характерно переплетение, соединение, синергия искусств. Всё это создатели выставки постарались перенести в помещения дома И.С. Остроухова, где разместилась экспозиция.

Будто странник, следуя из зала в зал, посетитель, словно мозаику, собирает собственное представление о романтизме и в определённом смысле обретает себя – как отметил Дмитрий Бак, «романтизм побуждает нас заметить в себе себя, от чего мы так отвыкли».

Пространство первого зала экспозиции – кабинета романтика – буквально соткано из цитат из «Евгения Онегина». На стене – портреты Байрона, Гофмана и Вальтера Скотта – символов эпохи романтизма. Рядом – импровизированная «книжная полка Жуковского». Среди авторов – Гомер, Батюшков, Баратынский и Адам Смит – тот самый, который упоминается в «Евгении Онегине» («Бранил Гомера, Феокрита; / Зато читал Адама Смита»).

Кабинет романтика невозможно представить без какой-то диковинки. Особое место в экспозиции занимает… череп динозавра. Этот слепок из Палеонтологического музея оказался здесь не случайно. Именно в эпоху романтизма зарождается наука палеонтология.

Среди множества портретов (Батюшкова, Баратынского, Вяземского, Самарина) – «Портрет В.А. Жуковского в Швейцарии» (Г. Фон Рейтерн). Он отражает пейзажность, свойственную искусству эпохи романтизма. Символично оформление картины «В.А. Жуковский, С.И. и А.И. Тургеневы». Она словно помещена в окно с распахнутыми ставнями.

С природной стихией и течением истории связан второй раздел выставки. Здесь, в частности, представлены портреты декабристов из коллекции ГМИРЛИ им. В.И. Даля.

Третий зал полностью построен на стихотворении Жуковского «Невыразимое» и посвящён элегии и балладе.

В последующих залах выставки раскрываются темы роли женщины в эпоху романтизма, формирование фантастической повести, отражение в литературе фольклорных мотивов. Словом, каждый найдёт здесь что-то ценное для себя. Эпоха романтизма продолжается!

Выставка будет работать до 9 июня 2024 года.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Елена Харламова, директор департамента музеев и внешних связей Министерства культуры РФ:

– Богатейшая коллекция материалов позволила Государственному музею им. В.И. Даля реализовать этот значимый проект, меняющий привычный взгляд на классические литературные произведения и канонические биографии писателей.

Представленные в экспозиции документы и уникальные издания позволяют осмыслить литературный процесс эпохи романтизма в России в контексте мировой культуры. Убеждена, что выставка привлечёт внимание гостей современным художественным решением и яркой подачей заявленной темы. От души поздравляю коллег, причастных к открытию выставки, а также всех посетителей и друзей музея.

Тэги: Музейное дело
Обсудить в группе Telegram

Юлия Могулевцева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Выставка-размышление

    14.03.2025
  • Петербург дипломатический

    21.02.2025
  • Память о нём жива

    21.02.2025
  • Как прощались с императором

    14.02.2025
  • «Глаза» блокады

    31.01.2025
  • Родовое гнездо гения

    10 голосов
  • Тамара Мельникова: «Служу, люблю, надеюсь»

    8 голосов
  • Истинный гвинеец

    7 голосов
  • Жил среди островитян

    7 голосов
  • Зазеркалье ушедшей эпохи

    6 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS