Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Клуб 12 стульев

«Пиковая дама» в квартире на Арбате

01 января 2007

МОСКОВСКИЙ    ВЕСТНИК

Пушкинская повесть «Пиковая дама» вниманием никогда не была обделена. В моде она была и при жизни автора, а уж после и подавно, в ХХ веке даже была включена в школьную программу. Кажется, каждая эпоха как бы считала своим долгом отметиться шедевром от прикосновения к феномену пушкинского гения. Не будем утверждать, что это случалось часто, но зато с какой глубокой художественной ответственностью за свой труд и сочинение поэта!.. Появилась опера Петра Чайковского, появился фильм Протазанова, позже – фильм Игоря Масленникова, в наше время – спектакль Петра Фоменко.

В Музее «Мемо­ри­аль­ная квар­тира А.С. Пуш­ки­на на Арбате» вновь на афише появилась «Пиковая дама». Поставил спектакль режиссёр, в прошлом – выпускник Щукинского училища, Сергей Михайловский. Видимо, что-то есть в этой повести, если к ней так часто обращаются вахтанговцы. Лирическое, комическое, драматическое и даже эксцентрическое начала гармонично переплетаются друг с другом, а мера реалистического, символического и театрально условного точно взвешена и соблюдена, что в целом создаёт яркую сценическую феерию. И придаёт спектаклю лёгкий оттенок авангардности.

По замыслу режиссёра, актёры пользуются на сцене брехтовским приёмом отстранённости. На глазах у зрителя они, с одной стороны, становятся то одним, то другим персонажем из длинной галереи образов пушкинской «Пиковой дамы», а с другой – выражают своё отношение к этим персонажам. И наконец, актёры делаются самым главным действующим лицом – автором, бесстрастным и неумолимым, который холодными и колкими эпиграфами говорит о безжалостности человеческой жизни.

Не было костюмов времён Пушкина, не было театрального света: спектакль проходил в гостиной мемориальной квартиры – две большие люстры да несколько бра на стенах освещали одинаково и зрителей, и артистов. Однако это не обедняло зрелище. По манере постановки «Пиковая дама» принадлежит к эстрадному литературному театру. Именно в таком направлении и работает Концертное литературно-драматическое объединение Москонцерта, представлявшее в музее «Пиковую даму», в котором режиссёр-постановщик Сергей Михайловский – художественный руководитель.

Отдельно надо сказать о музыкальной партитуре спектакля. В сопровождение С. Михайловский выбрал виолончель – и не ошибся. Звучание этого инструмента (музыкант Ю. Подстаницкий) замечательно соответствовало происходящему на сцене, отзываясь то лирикой, то шуткой, то драматизмом, переходящим в мистический ужас. В музыке слышны то бешеный ритм сердца Германа, то его шаги в доме графини, то одиночество Лизы. С помощью этого важного манка (вместе со словом, жестом, мизансценой) зрители погружаются в атмосферу событий. И разгадать, какой из этих манков главный, оказалось практически невозможным. Выражаясь словами Гоголя, откуда что берётся – разгадать сложно. Да и не нужно.

Все роли в спектакле, в том числе и рассказчика, исполняли два актёра: Руслан Суров и Наталья Степанова. Хорошо сыгранная актёрская пара, тонко слышащая и чувствующая друг друга. Этакое синхронное плавание. Артисты текстом, словом, движением, мимикой как бы аккомпанируют партнёру, подхватывая, дополняя и развивая каждую его реплику.

Постановщик предлагает нам посмотреть также на себя самих. Если взглянуть на игру актёров в другой плоскости, то что же есть наша жизнь, как не огромное количество условностей? Словно существуем по каким-то карточным правилам (по понятиям?), в которых кто-то почему-то король, кто-то валет, а кто-то всего лишь «шестёрка». Кто сдавал, господа? Поэтому в повседневности мы замечаем и абсурд, и эксцентрику, и много символов. Вот только последствия этой игры нешуточные. Герман-то сошёл с ума… А что будет с нами? Тройка, семёрка, туз…

Юрий РИШИВСЬКИЙ

Обсудить в группе Telegram

Юрий Ришивський

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Не прожить без прибаутки»

    09.05.2025
  • Этот День Победы

    08.05.2025
  • Первое письмо с фронта

    07.05.2025
  • Флоры, фауны гроза

    03.05.2025
  • Высокая кухня

    02.05.2025
  • Рвотное

    2064 голосов
  • Крыса и Уж

    1638 голосов
  • Кусательное

    1020 голосов
  • Сын за отца отвечает

    816 голосов
  • Маразмиады

    658 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS