Пушкинская повесть «Пиковая дама» вниманием никогда не была обделена. В моде она была и при жизни автора, а уж после и подавно, в ХХ веке даже была включена в школьную программу. Кажется, каждая эпоха как бы считала своим долгом отметиться шедевром от прикосновения к феномену пушкинского гения. Не будем утверждать, что это случалось часто, но зато с какой глубокой художественной ответственностью за свой труд и сочинение поэта!.. Появилась опера Петра Чайковского, появился фильм Протазанова, позже – фильм Игоря Масленникова, в наше время – спектакль Петра Фоменко.
В Музее «Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате» вновь на афише появилась «Пиковая дама». Поставил спектакль режиссёр, в прошлом – выпускник Щукинского училища, Сергей Михайловский. Видимо, что-то есть в этой повести, если к ней так часто обращаются вахтанговцы. Лирическое, комическое, драматическое и даже эксцентрическое начала гармонично переплетаются друг с другом, а мера реалистического, символического и театрально условного точно взвешена и соблюдена, что в целом создаёт яркую сценическую феерию. И придаёт спектаклю лёгкий оттенок авангардности.
По замыслу режиссёра, актёры пользуются на сцене брехтовским приёмом отстранённости. На глазах у зрителя они, с одной стороны, становятся то одним, то другим персонажем из длинной галереи образов пушкинской «Пиковой дамы», а с другой – выражают своё отношение к этим персонажам. И наконец, актёры делаются самым главным действующим лицом – автором, бесстрастным и неумолимым, который холодными и колкими эпиграфами говорит о безжалостности человеческой жизни.
Не было костюмов времён Пушкина, не было театрального света: спектакль проходил в гостиной мемориальной квартиры – две большие люстры да несколько бра на стенах освещали одинаково и зрителей, и артистов. Однако это не обедняло зрелище. По манере постановки «Пиковая дама» принадлежит к эстрадному литературному театру. Именно в таком направлении и работает Концертное литературно-драматическое объединение Москонцерта, представлявшее в музее «Пиковую даму», в котором режиссёр-постановщик Сергей Михайловский – художественный руководитель.
Отдельно надо сказать о музыкальной партитуре спектакля. В сопровождение С. Михайловский выбрал виолончель – и не ошибся. Звучание этого инструмента (музыкант Ю. Подстаницкий) замечательно соответствовало происходящему на сцене, отзываясь то лирикой, то шуткой, то драматизмом, переходящим в мистический ужас. В музыке слышны то бешеный ритм сердца Германа, то его шаги в доме графини, то одиночество Лизы. С помощью этого важного манка (вместе со словом, жестом, мизансценой) зрители погружаются в атмосферу событий. И разгадать, какой из этих манков главный, оказалось практически невозможным. Выражаясь словами Гоголя, откуда что берётся – разгадать сложно. Да и не нужно.
Все роли в спектакле, в том числе и рассказчика, исполняли два актёра: Руслан Суров и Наталья Степанова. Хорошо сыгранная актёрская пара, тонко слышащая и чувствующая друг друга. Этакое синхронное плавание. Артисты текстом, словом, движением, мимикой как бы аккомпанируют партнёру, подхватывая, дополняя и развивая каждую его реплику.
Постановщик предлагает нам посмотреть также на себя самих. Если взглянуть на игру актёров в другой плоскости, то что же есть наша жизнь, как не огромное количество условностей? Словно существуем по каким-то карточным правилам (по понятиям?), в которых кто-то почему-то король, кто-то валет, а кто-то всего лишь «шестёрка». Кто сдавал, господа? Поэтому в повседневности мы замечаем и абсурд, и эксцентрику, и много символов. Вот только последствия этой игры нешуточные. Герман-то сошёл с ума… А что будет с нами? Тройка, семёрка, туз…